Благовещение и Успение Богоматери
Створка складня (левая). XVI век
- Дерево, паволока, левкас, ткань, темпера. 32,0 х 13,2 х 1,4
- ДРЖ-150
Пост. в 1928 из Государственного Музейного фонда
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Иконы (ДРЖ-150, ДРЖ-151) принадлежат несохранившемуся складню, в центре которого, вероятно, находилось изображение Богоматери с младенцем. Возможно, первоначально этот складень имел и другие створки, и сцены из жизни Богоматери составляли более развернутое повествование. Обрамление изображений чтимых образов Богоматери клеймами Богородичного житийного цикла получает распространение в иконописи XVI столетия.
Долгожданный младенец появился в доме знатных и богобоязненных супругов Иоакима и Анны из рода царя Давида. Когда Марие исполнилось три года, то родители, согласно своему обещанию, отвели дочь на воспитание в Иерусалимский храм. Чтобы увлечь в храм девочку, они пригласили непорочных дев с зажженными светильниками сопровождать их. Марию встретил и благословил первосвященник Захария, который поместил ее на ступенях алтаря. Мария жила в храме до двенадцати лет, чудесным образом получая пищу из рук ангела. В супруги Марие жрецами был избран Иосиф из Назарета, в дом которого она переселилась. Вскоре было решено сделать новую завесу для Иерусалимского храма, для этого были избраны семь дев из рода Давидова. Согласно жребию, Марие досталось прясть пурпурные и багряные нити. К занятой этой работой Марии явился архангел Гавриил. Он возвестил Деве о рождении у нее Спасителя человечества. В заключительной сцене — «Успении», — в отличие от других представленных композиций, перед ложем помещен высокий светильник, сравнение с которым составляет постоянный эпитет Богоматери — «свет невещественный», наполнивший всю вселенную.
Несмотря на миниатюрные размеры четырех клейм, расположенных на створках друг над другом, их композиции представляют подробные иконографические схемы, не опускающие ни одной из важных деталей (ДРЖ-2131, ДРЖ-2724, ДРЖ-2891, ДРЖ-2065). Для живописи створок характерны плотные моделировки форм, наряду с живописной, графическая прорисовка складок и контуров, детализированное изображение фасадов архитектурных сооружений. Иконописец использовал плотно положенные, насыщенные по тону краски, которые в сочетании с золотом фонов и полей, а также обильным золотым ассистом привнесли в его произведение настроение праздничности и торжественности. Основу колорита иконы составляют красные, зеленые и охряные цвета.
Ирина Соловьева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...» .Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 19.
Показать полный текстБЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
О явлении архангела Гавриила Деве Марии в доме обручника Иосифа в Назарете с известием о рождении Спасителя человечества говорится в Евангелии от Луки.
«В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, / К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; / И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; / И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». Лк. 1, 26–33. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 33.
Праздник установлен в IV веке и отмечается 25 марта / 7 апреля.
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Основу изображений Успения Богоматери составляют апокрифические сказания. Это «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы» (древнейшие русские списки которого датируются XII веком) и «Слово Иоанна епископа Солунского» (списки известны с XIV века), а также «Слова» Андрея Критского и Германа патриарха Константинопольского, каноны на Успение Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина. На основе этих сочинений было создано проложное Сказание об Успении Богоматери, которое читалось во время службы на этот великий праздник 15/28 августа и входило в состав Прологов, Синаксарей, Миней Четьих и других сборников. С середины XV века становится известен в славянском переводе приписываемый Исидору Бухиру «Акафист Успению Богородицы» который также был включен в текст службы. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 385.
Празднуется 28 августа.
Литература, публикации: Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 74. Кат. 59; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 19. N 5