Коллекция онлайн

Покров Богоматери

Новгород, провинция. Начало XVI века


Сюжет иконы основан на тексте Жития Андрея Юродивого (жил в IX–X вв.), переведенного на Руси в XI–XII вв. В нем рассказывается о видении в церкви Богородицы во Влахернах в Константинополе, где, по преданию, хранилась риза Богоматери. Во время всенощной Андрей вместе с учеником Епифанием увидели Богородицу, сопровождаемую Иоанном Богословом и Иоанном Предтечей и многими святыми в белых ризах. Она молилась перед алтарем, а затем, сняв с себя мафорий, простерла его над стоящим в храме народом. На создание иконной композиции, вероятно, повлиял еженедельно совершаемый во влахернском храме обряд поднятия покрова (завесы) над иконой Богоматери, который был известен русским паломникам уже в XII в.

На Руси в 60-х гг. XII в. при владимирском князе Андрее Боголюбском был установлен специальный праздник Покрова, отмечавшийся 1 октября и отразивший константинопольский культ ризы Богоматери. С ним связывались идеи покровительства, заступничества Святой Девы за человеческий род и всю Русскую землю.

Существует несколько иконографических вариантов этого сюжета. Данная икона представляет характерный тип новгородского извода. Богоматерь изображена в позе Оранты, стоящей на облаке внутри пятикупольного храма над царскими вратами. Над ее головой слетающие ангелы простирают киноварный покров. Ниже по сторонам престола – лики святителей и ангелов. Внизу слева от царских врат – Иоанн Предтеча со свитком, Иоанн Богослов и апостолы, а справа – свидетели чуда: Андрей Юродивый указывает вверх на Богоматерь своему ученику Епифанию, держащему раскрытую книгу. Вверху над всеми – благословляющая фигура Спаса. Действие происходит в интерьере храма, переданного на иконе, согласно средневековым традициям, как бы в "разрезе", схематично. Между главами его – поясные изображения святых Дмитрия, Козьмы и Дамиана, широко почитавшихся в новгородских северных землях. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 133.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: