Коллекция онлайн

Богоматерь Знамение, Давид, Соломон, Вход в Иерусалим и Преображение

Новгород. Двухрядная икона. XVI век


Средняя часть несохранившегося иконостаса. На одной доске совмещены изображения сразу двух рядов икон – праздничного и пророческого (возможно, ниже находилась также фигура из деисусного чина, поскольку сейчас доска иконы опилена). Подобные композиции были распространены в XVI – XVII вв., в основном, в иконостасах придельных церквей и северных храмов.

В праздничном ряду иконы располагались, начиная от северной стены храма. Они составляли тщательно продуманный ансамбль, в котором каждый образ соединял в себе "историческое" изображение события, почерпнутое из евангельских повествований, и его символико-богословское истолкование.

В начале XV в. в иконостасах появились пророческие чины, призванные наглядно выразить идею воплощения Слова Божьего и предсказания о явлении Мессии, изреченные пророками Ветхого Завета. Иконы пророков, располагаясь над иконами праздников, являли зримую связь Ветхого и Нового Заветов. В центре этого чина помещалось изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и медальоном со Спасом Эммануилом на груди, наиболее полно выражающее идею Воплощения. В русской иконографии оно носило название "Богоматерь Знамение", основанное на предсказании пророка Исайи (7: 14). По сторонам от этого образа чаще всего изображали фигуры царей – пророков Давида и Соломона. Царь Давид, автор Псалтири, многие образы которой связывались с Богоматерью, почитался прообразом и прямым предком Христа (Мф 1: 1–17). Его сын Соломон, автор текстов Притчей и Песни Песней, воздвиг Иерусалимский храм, трактовавшийся как прообраз Новозаветной Церкви. Ирина Соловьева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 95.

Икона представляет собой среднюю часть несохранившегося иконостаса, на одной доске которой совмещены изображения сразу двух рядов икон – праздничного и пророческого. Ниже располагались иконы деисусного чина. Подобные композиции были распространены в XVI–XVIII веках, в основном в иконостасах придельных церквей и небольших северных храмов. Упрощенность композиций, плоскостность и подчеркнутая графичность в трактовке форм, скорописная манера письма, высветленный колорит, в котором главенствуют охра, киноварь и голубец, – также свидетельствуют о северном, возможно вологодском, происхождении иконы. В праздничном ряду иконостаса наиболее важные в литургии сцены располагались по хронологии от северной стены храма. Они составляли продуманный ансамбль, в котором каждый образ соединял в себе историческое изображение события, основанное на евангельском повествовании, и его символическое истолкование. В начале XV века иконостас пополнился рядом икон с изображениями пророков, зримо являвших догмат о земном воплощении Слова Божьего. Ирина Соловьева //  Иисус Христос. СПб, 2000.  С. 434.

Вход Господень в Иерусалим

Это событие описано во всех четырех евангелиях и рассказывает о торжественном вступлении Христа в Иерусалим, где Ему предстояло принять мучения и победить смерть.
„Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; / Народ же, предшествовавший и сопровождавший восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорили: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского“. Мф. 21, 1–13; Мк. 11, 1–10; 15–17; Лк. 19, 28–40; 45–46; Ин. 12, 12–18; 2, 13–17. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 171.

Преображение Господне

В текстах трех евангелистов есть рассказ об этом событии.
„По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, / И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явился им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте“. Мф. 17, 1–5; Мк. 9, 2–9; Лк. 9, 28–36. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 181.

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: