Богоматерь Владимирская
1662
- Дерево, левкас, темпера. 100,5 × 68,8 × 3,3
- ДРЖ-2100
Пост. в 1913 из собрания Н. П. Лихачева; ранее — в собрании Н. М. Постникова- Происходит из Сретенского монастыря в Москве
-
Сведения о реставрации:
Реставрирована до поступления в музей, повторно в ГРМ: Брягин Н.И. (1915)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Ранние произведения Симона Ушакова, в том числе «Богоматерь Владимирская» 1662 года из московского Сретенского монастыря, — выполнены до поступления в штат царской иконописной мастерской, в возрасте не более 40 лет.
Согласно церковному преданию, там, где позднее возник Сретенский монастырь, в 1395 году москвичами была встречена принесенная из Владимира чудотворная икона. Память об этом событии чтилась и в XVII столетии. Из Успенского собора Кремля сюда совершались крестные ходы: клир и народ сопровождали до Сретенского монастыря первообразную Владимирскую. В число ее «наместниц», находившихся здесь постоянно, в царствование Алексея Михайловича вошла икона Симона Ушакова.
Тема Богоматери Владимирской — одна из важнейших в его творчестве. Игумен Дионисий обратился к мастеру, вероятно зная, что тот уже писал образы «в меру и подобие» Владимирской Богоматери. От более ранних икон его кисти из Успенского собора Флорищевой пустыни (1660, ВСМЗ) и церкви Архангела Михаила в Овчинниках (1652, ГТГ) произведение из Русского музея отличает выражение ликов, в которых прочитывается сложная гамма чувств: просветленная печаль и смирение, нежная любовь и сострадание. Они исполнены в «живоподобной» манере, выглядят объемными, при этом в них сохранена та степень идеализации, которая определяет дистанцию между сакральным изображением и портретом.
П. В. Западалова. «Живоподобный» стиль в произведениях изографов Оружейной палаты и ее круга // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 64.
Показать полный текстПовторение знаменитой иконы XII в., хранившейся в Успенском соборе Московского Кремля (ныне — ГТГ).
Богоматерь нежно прижимает к себе сидящего на ее правой руке младенца Христа, который щечкой прильнул к щеке матери и левой рукой обнял ее за шею. Правая рука Христа протянута вперед и касается мафория, левая ножка младенца согнута так, что видна подошва ступни. Красноватый хитон с клавом и зеленый пояс младенца сплошь покрыты золотым ассистом. Богоматерь одета в коричневый с черными линиями складок мафорий, украшенный золотыми звездами и золотой полосой с бахромой. Чепец темно-зеленого цвета, таков же рукав хитона, украшенного золотыми полосами.
«Богоматерь Владимирская» — один из проникновенных образов «Умиления», передающих любовь и ласкание младенца. Черты греческого оригинала — суровость и скорбность образа матери — сменились в русской копии нежной и тихой грустью Богоматери.
Симон Ушаков неоднократно копировал греческую икону. В 1652 г. им был сделан «список» для церкви архангела Михаила в Овчинниках (ныне — ГТГ). На обороте иконы мастер оставил надпись о том, что списал «с самыя чюдотворныя иконы ... и мерой». С точным соблюдением размеров «чудотворной» выполнена и икона из Русского музея. Известно, что в 1662 г. Ушакову поступает от игумена Дионисия заказ на написание иконы в Сретенский монастырь.
Симон Ушаков — знаменитый царский жалованный иконописец иконописной мастерской Оружейной палаты. Деятельность его была многогранна: он расписывал и поновлял храмы, создавал книжные миниатюры и новые композиции икон. Симон Ушаков — мастер «световидных», «живоподобных» ликов, с его именем связано использование в русской иконе прямой перспективы и приемов европейской живописи. Однако в публикуемой иконе манера письма почти иконописная. Живопись слишком суха, в передаче лика Богоматери робко применена светотеневая моделировка, мастер использует подчеркнуто иконные «движки», кисти рук написаны более мягко и объемно. Сочетание светло-зеленого средника и более темных оливковых полей является излюбленным приемом царского иконописца.
Алевтина Мальцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 161.
Реставрирована до поступления в музей, повторно в ГРМ в 1915 Н. И. Брягиным.
Надпись на нижнем поле: «Лета (7170=1662) году писал сий образ зограф Пимин зовомый Симон Феодоров С(ы)н Ушаков в м(о)н(а)стырь Стретения чудотворныя Ея иконы Владимерския Пр(е)с(вя)тыя Б(огороди)цы по обещанию игум(е)на Деонисия того же м(о)н(а)стыря».
Выставки: «„Лихачевы — уроженцы Казанской губернии на службе Отечеству!“». Государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан» (Республика Татарстан, г. Казань); «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа