Коллекция онлайн

Богоматерь Умиление (Ярославская), с четырьмя клеймами: Рождество Богоматери. Отечество Собор Архангелов. Собор Апостолов

Новгород (?). Вторая половина – конец XV века


Один из самых трогательных, подкупающих безграничной нежностью и глубиной переживаний, трепетностью проявления материнских чувств, образов "Богоматери Умиления" получил на Руси наименование "Ярославского". По преданию, первая икона подобного извода, принадлежавшая ярославским князьям Василию (1238–1249) и Константину (1249–1257) Всеволодовичам, находилась в кафедральном соборе Ярославля. Судя по сохранившимся памятникам, в XV–XVI вв. иконография образа получает широкое распространение и за пределами ярославских земель.

Характерными чертами иконографического типа "Богоматери Ярославской" являются поза младенца, изображенного справа от матери нежно прильнувшим щекой к ее щеке и ласково держащим ее за подбородок; положение рук Богородицы – не поддерживающих, но притягивающих хрупкое младенческое тельце к себе; размещение края мафория – перекинутого через левую руку Марии и как бы укрывающего, защищающего дитя.

Безмерная грусть устремленных в небытие широко раскрытых глаз Богородицы, стремление оградить, уберечь младенца от опасности, продлить дни безмятежного детства предвещают грядущие испытания, уготованные обоим: крестную смерть Сына, скорбь и отчаяние Матери. Кажется глубоко символичным, что характерное для данного иконографического извода положение рук Марии перекликается с жестом Богородицы в иконах "Богоматери Скорбящей" и некоторых композициях "Распятия", воскрешающих самый драматичный эпизод жизни Пресвятой Девы. Надежда Пивоварова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 171.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: