Богоматерь Умиление, типа Яхренской (Яхромской).
Псков (?). Первая половина XVI века
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Тип и название иконы связаны с чудотворным образом Богоматери, хранившимся в Успенском Козьмине Яхренском монастыре недалеко от Владимира. В составленном там сказании повествуется о чудесном ее явлении на р. Яхрени в 1482 г. некоему Козьме. Трудно сказать, какая из прославившихся позднее в монастыре икон Богородицы была явленной, но в XVI в. наибольшую известность там получил образ "Богоматери Умиление", который с тех пор и стал называться "Яхренским". По сравнению с изданной в начале ХХ в. фотографией "Богоматери Яхренской", икона из Русского музея (как и другие известные ныне памятники этой иконографии) имеет обратный перевод.
В основе рассматриваемого типа лежит композиционная схема "Умиления" – Мария ласково прикасается щекой к щечке Христа. В то же время, жест младенца, держащего Богоматерь за подбородок, сближает икону с типом "Взыграния". Н. П. Кондаков считал эту особенность результатом влияния западных образцов и в "Яхренской Богоматери" находил общее с работами флорентийских мастеров XIV в. Скорее всего, в древности, особенно на территории Владимиро-Суздальской Руси, иконы "Умиления" варьировали тип знаменитой "Владимирской Богоматери", в результате чего в XIII–XIV вв. сложилось несколько новых иконографических изводов – "Богоматери Федоровской", "Ярославской", "Толгской", "Донской" и др. Полагают, что "Яхренская Богоматерь" является развитием того древнего типа "Умиления", который был известен в русской иконографии с ХIII в. и назывался "Богоматерью Ярославской".
Характерной чертой "Яхренского" типа является поза Христа, скрестившего ножки и согнувшего правую, особый рисунок ее силуэта и закинутая левая рука младенца со свитком. Ближе других рассматриваемому произведению – "Богоматерь Яхренская" из церкви села Чухчерьмы Архангельской области. Известны изображения "Богоматери Яхренской" в мелкой пластике, литье. Ее серебряное литое изображение украшает лицевую сторону ковчега-мощевика – древней реликвии Козьмина монастыря.
Удлиненная фигура младенца, с несколько стилизованным изысканным силуэтом, согнутой и чуть вывернутой ножкой, с маленькими кистями рук и обнаженными ступнями ног, создает впечатление особой хрупкости и даже некоторой манерности. Богоматерь выглядит рядом с ним массивной и внутренне значительной. "Стена нерушимая", "несокрушимая крепость", "ограда", "крепкая заступница всему миру" – поется о Богоматери в Акафисте. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 168.
Выставки: «России женское лицо». Центр искусств "Табакалера" Фонда Пабло Пикассо (Испания, г. Малага). 2019-2020