Коллекция онлайн

упоминается 1725-1755, Москва

Апостолы Петр и Павел, святые князья Владимир и Александр Невский

1742


Святой Александр Невский изображался в княжеских, воинских или монашеских одеяниях. Согласно указу Синода от 15 июня 1724 года, его рекомендовалось изображать в воинских доспехах и горностаевой мантии. Внимание к образу святого было связано с событиями Северной войны. После ее победоносного завершения Петр приказал перенести мощи князя из Владимира в Санкт-Петербург, что дало импульс для нового развития иконографии и гимнографии святого. Страна побед. СПб, 2025. С. 194.

Один из лучших московских иконописцев первой половины — середины столетия, Егор Иванов Грек в период написания иконы «Избранные святые» был особенно знаменит как в профессиональной среде московских художников, так и среди тех, кто заказывал новые образа и целые иконостасы. Несомненно, большие иконостасные работы, согласно контрактам, он делал не один, а во главе довольно большой мастерской, в которой трудились и мастера-иконописцы, и «работные люди». Но можно предположить, что наиболее ответственные заказы знатных и царствующих персон, образа небольших размеров, в которых особенно важно было проявить тончайшее живописное мастерство, художник исполнял собственноручно. К таким произведениям относится и икона «Избранные святые», не случайно хранившаяся до 1925 года в петергофском императорском дворце. Ирина Соловьева // Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 101.

Выразительным примером истинно петербургского подбора небесных заступников является икона «Избранные святые» 1742 года: на ней в торжественном предстоянии Христу изображены слева — апостолы Петр и Павел, справа — святые князья Владимир и Александр. Киевский князь Владимир — креститель Руси, стоявший у истоков российской государственности,— недаром приобрел, подобно Александру Невскому, некоторый официально-государственный, «державный» оттенок почитания именно в петербургский период нашей истории. Ирина Сосновцева. Икона в Петербурге // Религиозный Петербург. СПб, 2004. С. 474.

Внизу на поземе — слева: Пiсанъ сей с(вя)тый образ 1742 году м(е)с(я)ца октобрiа 3 числа; справа: Писалъ iконописецъ Егоръ Грекъ.

На загибах оклада петербургские клейма 1742 года.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Апостолы Пётр и Павел именуются первоверховными, т. к. считаются самыми значимыми и почитаемыми, особенно послужившими для распространения христианства. 

Согласно церковному преданию, святые первоверховные апостолы Пётр и Павел приняли святое мученичество в один день — 29 июня по юлианскому календарю.. Апостол Пётр был распят головой вниз, апостол же Павел, как римский гражданин, не мог быть казнён на кресте, и ему отсекли голову. Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня (ст. ст.) — было сильно распространено уже в первые века христианства. В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В честь святых апостолов Петра и Павла в XII-XIII веках были воздвигнуты монастыри в Новгороде, Ростове, Брянске. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные Андреем Рублевым.

День святых, славных и всехва́льных первоверхо́вных апостолов Петра и Павла празднуется 29 июня (12 июля). 

Великий князь Владимир (Святой) (ок. 960 — 1015) — вебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от Малуши, ключницы великой княгини Ольги. В детстве жил в Новгороде под присмотром своего дяди Добрыни. С 970 года — князь новгородский. В 980 году, победив в междоусобной борьбе старшего брата, великого киевского князя Ярополка, стал единодержавным правителем Руси. В 980–990-е годы совершил многочисленные военные походы, покорив или обложив данью ряд соседних племен и расширив пределы русского государства. Будучи в начале правления ревностным язычником, принял меры к реформации языческого культа и воздвиг в Киеве капище с идолами главных славянских богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и Мокоши. Ввел практику человеческих жертвоприношений. Как язычник Владимир имел множество жен и наложниц. В 988 году выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. Известен как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Начало его официального почитания как равноапостольного относится к XIII–XIV векам. Вера Пудова // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 37. 

Память 15 / 28 июля

Александр Ярославич Невский (1221, Переславль-Залесский — 1263, Городец) — знаменитый русский полководец. Князь Новгородский (1236—1240, 1241—1252, 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263). Почётное прозвище «Невский» получил за победу и личную храбрость в бою  в Невской битве (1240) между новгородским и шведским войсками. 5 апреля 1242 разбил немецких рыцарей на Чудском озере (Ледовое побоище). Ирина Соловьева // Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 96.


+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Рест. в 1997 в ГРМ С. И. Голубевым (частичное раскрытие), повторно в 2002–2004 Е. В. Азарниной


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: