Коллекция онлайн


Преподобный Иосиф Волоцкий в молении пред Богоматерью

Москва. Мастер Оружейной палаты (?). 1650-е годы


Икона посвящена известному церковному деятелю конца XV — начала XVI в. игумену Успенского Волоколамского монастыря, знаменитому писателю-публицисту преподобному Иосифу Волоцкому (в миру Ивану Санину 1439/40–1515). О жизни его известно из жития, составленного в 1546 г. епископом Саввой, «Надгробного слова» Досифея Топоркова и жития, приписываемого Льву Филологу.

Около 1459 г. Иосиф принял монашество в Боровской обители, возглавляемой в те годы Пафнутием Боровским. После его смерти стал игуменом этого монастыря. Однако вскоре покинул монастырь и основал во владениях Бориса Волоцкого новый монастырь во имя Успения Богоматери (1479), ставший в ХVI в. одним из крупнейших на Руси центров религиозной и культурной жизни. В своих сочинениях, важнейшим из которых считают «Просветитель», выступал против распространившейся на Руси в конце ХV в. новгородско-московской ереси, вел спор с «заволжскими старцами» по вопросам монастырского землевладения, защищал богатое убранство храмов, украшение их иконами. Сторонник сильного централизованного государства, считал Русскую Церковь преемницей и носительницей древнего благочестия. В 1578 г. в монастыре было установлено местное празднование памяти святого, и с того времени, а особенно после 1591-го — года общерусской канонизации святого — большое распространение получают иконы с изображением Иосифа, поклоняющегося Богоматери.

В каждом монастыре или городе, имевшем своего чтимого святого, складывалась определенная иконографическая традиция его изображения. Такие иконы в бесчисленных списках разносились паломниками по всей России, становясь своего рода символом святого места. Характерность иконографического типа позволяла безошибочно определить, какому святому посвящена икона и где она была создана. Такой «узнаваемостью» отличаются и иконы преподобного Иосифа Волоцкого. За основу их композиции монастырские иконописцы взяли известный тип «Богородицы Агиосоритиссы» (заступницы), который на Руси принято было называть «Боголюбским» (см. ДРЖ-331). Причем, были полностью сохранены поза и жест Богоматери, изображенной в рост с хартией в руках, и текст молитвы на ней, а также фигура Спаса со свитком в облаках. Только группа предстоящих святителей, или «народа», была заменена молящимся Иосифом, упавшим на колени пред явившейся ему Богородицей. Огненное облако под ее ногами также следует отнести к иконографическим особенностям иконы.

Широкое распространение тип «Богоматери Боголюбской» получил в московских землях именно тогда, когда разрабатывалась иконография святого — в середине – второй половине XVI в. Кажется далеко не случайным совмещение образа знаменитой московской святыни-заступницы и покровительницы сначала великокняжеского, а затем и царского дома и всей земли Русской — и портрета святого, с именем которого связывали основание одного из самых знаменитых Богородичных монастырей Руси, всегда пользовавшегося покровительством московских князей и ставшего местом их постоянного богомолья. Полагали, что посвященный Богородице монастырь преподобного Иосифа во все времена «незримо охранялся ее чудотворным покровом».

Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 228.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Изображение припадающего к ногам Богородицы преподобного Иосифа известно с конца XVI века и связано со сложением в Иосифо-Волоцком монастыре иконографии его основателя, причисленного сначала к лику местно чтимых (1578), а затем общерусских (1591) святых. С этого времени подобными подносными образами благословляли видных паломников монастыря.

В основе композиции лежит распространенная на Руси иконография Богородицы «Моление о народе», восходившая к византийскому образу Агиосоритиссы (заступницы) и известная по облику древней чудотворной иконы Боголюбского монастыря во Владимире (около 1158, Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Для нее характерны поза и жесты молящейся Марии, хартия в руках и текст молитвы на ней («Владыко Господи Иисус Христе и Сыне мои, услыши молитву Матери своея молящися о...»), а также фигура благословляющего из облачного сегмента Спаса.

Ни в тексте жития, ни в других источниках нет упоминаний о явлении Богоматери преподобному Иосифу, что подтверждает и отсутствие на таких иконах именующей надписи. В то же время редкие особенности — облачный фон и огненное облако под ногами Марии — являются знаками небесного «посещения» чудотворца.

Скорее всего, иконографию с припадающим Иосифом иконописцы заимствовали из традиционного извода Моления Богородицы о народе, который в разных регионах Руси имел свои черты. Наиболее близки волоцкому варианту подносные образы с изображением ростовских святителей (ДРЖ-516), где повторяются мотивы и свитка, и киноварного облака под ногами Богородицы. Ростов и Иосифов монастырь объединяет посвящение соборного храма Успению, то есть оба образа представляли собой «моление» о заступничестве Богородицы (в случае Иосифа Волоцкого — за созданную им обитель) и предстательстве перед Сыном-Спасителем.

Среди дошедших до нас единичных примеров «Моления преподобного Иосифа» данная икона выделяется не только высоким качеством исполнения, но и драгоценным убором, свидетельствующим о большом почитании образа. Аналогичный оклад — на такой же по размерам и материальным данным иконе Крещения (ДРЖ-266), поступившей из того же монастыря и, видимо, заказанной тем же лицом.

Художественные особенности живописи позволяют думать, что она была создана в Москве в мастерской Оружейной палаты. Для работавших там мастеров в середине XVII века характерны разноцветные, с растяжкой фоны, контрастные сочетания разбеленного зеленого фона и насыщенных изумрудных оттенков, красных и розовых красок, темно-коричневые одежды, обильно покрытые золото-пробельным письмом драпировок и ассистов. Особую выразительность и декоративность густой живописной гамме придают огненные вспышки киновари и, напротив, тающих на фоне золотых звезд и белильных облачных разводов.

Удлиненные пропорции фигур, особенно хрупкой, подобно свече, Богородицы с изысканно-тонким рисунком абриса и таким же вытянутым узким свитком, сочетаются с бурными каскадами подчеркнуто объемных складок на мантии преподобного Иосифа. Близкий колорит и приемы письма, сильно разбеленное личное письмо, написанное по оливково-коричневому санкирю, и характерный орнамент облачного зеленого с растяжкой в цвете фона напоминают произведения ранних мастеров Оружейной палаты.

Следы поздних поновлений живописи, переделки оклада и венчиков. Венцы разновременные: у Спасителя гладкий со сканым жгутиком по краю, у Богородицы сканый с финифтью и корона. Поля покрыты серебряным окладом с резным геометрическим орнаментом

Реставрирована после 1912 в РМ.

Впервые икона с таким сюжетом отмечена в описи имущества 1591 года в «гробнице» преподобного Иосифа, примыкавшей к южной стене Успенского собора: «образ пречистые Богородицы стоячей, пядница, на празелени, во облаце Спасов образ, а в ногах Иосиф Чудотворец» (ИРЛИ. Р. IV. Оп. 26. 1591 г. Ед. хр. 20. Л. 60). К 1595 году относится запись о чуде возгорания свечи перед аналогичной надвратной иконой на дворе боярина И. В. Годунова (РНБ. ОЛДП. F-448. Л. 132).

Судя по близким размерам и характерным особенностям резного оклада (венцы приложены во время поновления), именно эта икона упоминается среди «налойных» образов собора в описи имущества Иосифа монастыря 1669 года: «Спасов образ во облаце, моление Пречистие Богородици, в подножии в молении чюдотворецъ Иосиф. Обложенъ серебром резным золоченым… в молении чюдотворцева образа у Спаса и у Пречистые Богородицы два венца с карунами, у чюдотворца венец с финифтом» (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. Д. 382. Л. 14 об.).

В описях XIX века она числится среди ризничных вещей Успенского собора: «Образ моление преподобного чудотворца Иосифа пред Богоматерью. На Богородичном образе венец с короною и финифтом серебряные. На Спасители венчик серебреной вызолочен резной. Поля и сияние обложены окладом серебреным золоченым резным. В том окладе в двух местах повредилась и серебра не имеется» (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 4. Д. 12. 1801 г. Л. 55; Оп. 5. 1854 г. Д. 71. Л. 52–52 об.).

Среди работ государевых и кормовых иконописцев можно назвать образ Вседержителя с припадающими святыми 1651 года, созданный А. Ф. Тарариным по заказу дворянина С. А. Карбышева (ЦМиАР). Столь же мягкое и высветленное личное письмо с обилием золотого ассиста, как на данной иконе, встречается на заказном трехстворчатом складне из Никольского Коряжемского монастыря (МРИ; опубл.: Новые открытия, 2016. Кат. 40 (И. А. Шалина). С. 150–155), исполненном в Усолье.

И. А. Шалина // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 46.

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: