Богоматерь на престоле
Начало XVI века
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Фрагмент большой храмовой иконы "Страшный суд", распиленной в XIX в. на отдельные части. Характер дублирования фрагментов на новые доски напоминает многие другие "иконы-спилки" собрания В. А. Прохорова, которые приобретались им у новгородских старообрядцев.
Традиционным местом размещения фресковых изображений "Страшного суда" была западная стена храма. Там же или на западных гранях церковных столпов висели одноименные иконы. Они представляли собой всеобъемлющую картину Второго Пришествия Христа на землю, последнего Его Божественного суда над человечеством, воздаяния грешникам и торжества праведников. Важнейшей частью иконы была композиция "Рай", состоящая из нескольких сцен: "Шествие праведных в Рай", "Лоно Авраамово", "Горний Иерусалим" и символическое изображение Рая в виде сидящей на престоле Богоматери в окружении поклоняющихся ей архангелов. Иконография последней сцены сложилась в византийском искусстве XI –XII вв. и особенно широкое распространение получила в русских иконах "Страшного Суда" XV–XVII вв.
Богородица восседает на широком престоле-троне с высокой изгибающейся спинкой на фоне райского сада. Жест ее поднятых перед грудью рук с раскрытыми ладонями выражает полное смирение и покорное приятие воли Божией. Не являясь иллюстрацией определенного литературного текста, икона символически отражает средневековые представления о Богородице как образе Рая небесного. Как символ вечности и совершенства круг, в который заключена вся композиция, выделял ее среди других изображений иконы, подчеркивая ее запредельность и недоступность. Белый цвет – симол чистоты и святости – был устойчивым атрибутом Рая – места вечного блаженства праведников, как и диковинные деревья и побеги, напоминающие о Древе жизни, растущем посреди райского сада. Метафорический язык литургической поэзии постоянно уподоблял Богородицу "одушевленному раю", "чертогу бессмертия", "одушевленному престолу Царя Небесного", "палате небесной, вместившей невместимое небо", ее называли "Тайных цветов прекрасным сущим раем". По словам Иоанна Дамаскина, Богоматерь, покорная воле Божией, "ввела человечество в мир бессмертия". Смирение Пречистой Девы Марии, взрастившей в себе Древо Жизни – Христа, противопоставлялось непослушанию Евы, по вине которой было утрачено райское древо жизни и потеряна вечная обитель. Богородица, принесшая миру Спасителя, упразднила грех первых людей и дала человечеству новую жизнь. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 61.