Покров
Север. Начало XVIII века
- Дерево, левкас, темпера. 53,1 х 42,2 х 3
- ДРЖ-2966
Пост.: 1964- Происходит из Покровской церкви села Анхимово Вологодской области
- Период XVIII век
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Композиция иконы, в отличие от более ранних на этот сюжет, претерпела существенные изменения. Богоматерь, стоящая на облаке, молитвенно воздела руки с лежащим на них омофором к Христу, сидящему на облаке, как на троне. Фигура Богородицы – не в центре, а смещена влево. За ней движутся апостолы, возглавляемые Иоанном Предтечей и Петром, святители; чуть ниже двумя фигурами представлены лики преподобных и мучеников. Белый храм помещен как бы в отдалении. Под его сводом разместилась группа молящихся женщин. Рядом с ними на царском месте – царица в молении. Она обращена к Богоматери. Ее изображение выделено и обрамляющей ее "палатой", и размером. Царица земная предстоит Царице небесной. Над царским местом изображены короны, ниспосылаемые ей Христом. Внизу в центре – святой Роман Сладкопевец с раскрытой книгой, в которой написан текст его молитвы: "Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых ..." По сторонам от него – диаконы: один кадящий, другой держит зажженную свечу. Справа – Андрей Юродивый с учеником, указывающий на чудо.
Атмосфера праздничной службы создается провинциальным мастером с простодушием и убедительностью: многоцветием нарядных одежд, яркостью красок. Облако под ногами Богоматери он превращает в подобие голубого ковра, украшенного фантастическими розовыми цветами. Вся икона проникнута ликующей радостью. Молитва возносится Богоматерью в виде развернутого свитка, который она протягивает Христу: "Владыко многомилостивый, Господи Исусе Христе, услыши молитву..." Поза Богоматери напоминает образ "Богоматери Боголюбской". Молящиеся женщины оказываются помещенными непосредственно под омофором, под его защитой. Богоматерь – "Стена еси девам", как поется в Акафисте ей. Таким образом, художник вносит новые оттенки в иконографию иконы.
В живописи ликов явственно ощущается стремление отойти от традиционных приемов. Лики обрели условную объемность. Одежды людей, пришедших в церковь, и священнослужителей воспроизводят реалии начала XVIII в. Отмеченные новшества отражают изменения, происходящие в сознании людей петровской эпохи и проявляющиеся в иконографии и стиле иконописи. Татьяна Вилинбахова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 137.
Выставки: «России женское лицо». Центр искусств "Табакалера" Фонда Пабло Пикассо (Испания, г. Малага). 2019-2020