Богоматерь Одигитрия Грузинская
Новгород. Первая половина XVI века
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Иконографическая схема образа представляет собой зеркальный перевод "Богоматери Иерусалимской", причем сохраняются и все характерные особенности жестов и одеяний Богоматери и Христа, и их символическое содержание (см. ДРЖ-2097) . Расположение Христа справа от Марии отвечает традиционной византийской иконографии "Богоматери Одигитрии" и ее самым распространенным на Руси вариантам – "Богоматери Смоленской" и "Богоматери Тихвинской". С последней икону сближает и поза младенца, развернувшегося в сторону Марии, и силуэт его скрещенных ножек. Причину существования двух зеркальных изображений установить не удается, но иконографические особенности позволяют отнести создание их прототипов к ХV в. Судя по широчайшему распространению таких икон в искусстве ХV1 в., это были наиболее почитаемые в Новгороде святыни (см. также ДРЖ-1317).
Наименование "Богоматерь Грузинская" этот тип "Одигитрии" получил в сравнительно позднее время, когда на Руси прославилась своими чудесами икона, вывезенная в 1625 г. из Персии, куда она, в числе прочих святынь, попала при покорении Грузии персидским шахом Аббасом I. Перенесенная в Черногорский монастырь Архангельской спархии, икона привлекла внимание новгородского митрополита Никона, будущего патриарха всея Руси, который, исследовав сказание о ее чудесах, установил ей в 1650 г. ежегодное празднование (22 августа). Почему название этого образа перешло на известный с более раннего времени иконографический тип "Богоматери Одигитрии", не известно, тем более, что сохранившиеся копии черногорской иконы не вполне ему соответствуют: на них отсутствует столь характерная особенность "грузинских" икон ХV1 в., как цветные отвороты мафория Богородицы. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 195.