Рождество Христово
Москва. Начало XVI века
- Дерево, левкас, темпера. 77 × 59 × 2,5
- ДРЖ-1248
Пост. в 1938 из Музейного фонда- Происходит из праздничного ряда иконостаса неизвестного храма
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Основу сюжета составляют евангельский рассказ о рождении Девой Марией младенца Христа (Мф 1: 18–23; 2: 1–12; Лк 2: 6–20) и ряд апокрифических сочинений, в том числе Протоевангелие Иакова. На создание композиции повлияли также тексты Рождественской службы и песнопения, приуроченные к этому празднику. Иконография сцены сложилась в палеологовском искусстве в XIV в. На Руси с появлением праздничных рядов иконостаса разрабатывается несколько вариантов "Рождества". Они отличаются подробностью пересказа события, расположением и масштабом всех частей композиции, ее художественной интерпретацией, позами и жестами персонажей. Выделяют московский и новгородский изводы, но в чистом виде оба они встречаются редко.
В центре композиции на фоне Вифлеемской пещеры на вытянутом по диагонали ярко-красном ложе помещена изящная фигура Богоматери. Рядом с ней подчеркнуто беззащитным выглядит спеленутый младенец, "умаливший Себя человек ради". В песнопениях и "Словах" на праздник Рождества Христова Мария называется "обширным местом необъятной природы", "неизмеримой пашней небесного колоса". Зеленые пелены Христа, сливающиеся с зеленым цветом яслей, вероятно, также навеяны этими словами. Его тонкое тело уподоблено колосу, ростку, взошедшему на "небесной пашне" и несущему в мир очищение и обновление. Слева от них – три волхва с дарами. Увидев "вифлеемскую звезду", появившуюся в ночь рождения Христа, они "возрадовались радостью весьма великой" и пришли из дальних стран поклониться младенцу, "и открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну". Торжественно застыли в безмолвном молчании склоненные волхвы. Их позам и жестам вторят фигуры трех славословящих ангелов, стоящих над ними. Все вместе они образуют стройный хор, словно наполняющий икону светлой музыкой и пением. Изображения двух пастухов, людей, "очищенных уединением и тишиною", помещены здесь согласно евангельскому рассказу.
Традиционные сцены омовения младенца и сидящего на камне Иосифа представляют мир земной, но и он полон гармонии и покоя. Благоговейно склоненные фигуры служанки, льющей воду на руку Саломеи, и старца, пришедшего к Иосифу, замыкают композиции, придавая им характер священного ритуала. Сомнения Иосифа в чудесном рождении сына снимаются символической сценой омовения, понимаемой в средневековье как знак чистоты духовной.
Показать полный текстО старце в овечьих шкурах, который, опираясь на посох, обращается к обручнику Марии с какой-то речью, в Евангелии не упоминается. Образ трактуется по-разному. Одни видят в нем духа-искусителя, другие – пророка Исайю. Русские иконописные подлинники называют его "пастырем". Евангельские тексты не сообщают и об омовении родившегося младенца. Полагают, что эта сцена перенесена сюда из икон "Рождество Богоматери" и воспроизводит позднеантичные изображения.
Удивительная соразмерность и продуманность композиции, музыкальный ритм в чередовании красок и линий, тесная связь с литературными источниками позволяют говорить о работе большого мастера. Радостный колорит, созвучный светлому характеру праздника и посвященных ему песнопений, образно-символический язык произведения, особая торжественность и приподнятость созданного настроения сближают его с иконами и фресками Дионисия.
Икона входила в праздничный ряд неизвестного нам иконостаса, близкого по размерам иконостасу Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 27.
На фоне Вифлеемской пещеры на ярко-красном ложе возлежит длинная и тонкая фигура Богоматери. Рядом с Ней подчеркнуто беззащитным выглядит спеленатый Младенец, «умаливший Себя человек ради». В песнопениях и службе Мария называется «обширным местом необъятной природы», «неизмеримой пашней небесного колоса». Этими словами навеян образ зеленых пелен Христа, сливающихся с зеленым цветом яслей. Его тонкое тело уподоблено колосу, ростку, взошедшему на «небесной пашне» и несущему в мир очищение и обновление. Слева от них – три волхва с дарами. Ведомые «вифлеемской звездой» волхвы пришли из дальних стран поклониться Младенцу, «и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Застывшие в торжественном поклоне волхвы и славословящие ангелы все вместе образуют стройный хор, словно наполняющий икону светлой музыкой и пением. Фигуры двух пастухов, людей, «очищенных уединением и тишиною», помещены здесь согласно евангельскому рассказу. Ирина Шалина // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 48.
Икона входила в состав праздничного ряда неизвестного иконостаса. Представлен один из иконографических вариантов Великого праздника, отмечаемого Православной церковью 25 декабря (7 января). Иконография иконы основана на евангельских текстах, а также на текстах церковных служб, сочинений и толкований Отцов церкви. В центре композиции представлена лежащая на ярко-красном ложе Богоматерь; за ее спиной на фоне темной пещеры в яслях покоится спеленутая фигура младенца Иисуса Христа, к которому склоняются вол и осел. По сторонам от центральных изображений отдельными группами представлены свидетели чудесного явления Христа в мир: ангелы, волхвы и пастухи. В нижней части композицию замыкают сцены беседы Иосифа со старцем (слева) и омовения младенца (справа). Изображение на иконе достаточно традиционно. Однако его отличает особый эмоциональный строй, задаваемый высветленным, радостно звучащим колоритом, отвечающим ликующему настроению службы праздника. Впечатление светоносности и лучезарности живописи создается благодаря охряному, жидко проложенному тону горок, мягко заливающему иконную плоскость и переходящему в верхней части в золото фона, и яркими всплесками киноварно-красных, зеленых и оранжево-желтых одежд и драпировок.
Литература, публикации: Дионисий и искусство Москвы XV-XVI столетий. Каталог. Л., 1981. № 66; Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX века. СПб., 2000. С. 48. № 20; Красный цвет в русском искусстве. СПб., 1997. Кат. 15. Ил. на с. 20; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 27. Кат. 15. Ил. на с. 26