Коллекция онлайн

София Премудрость Божия («Премудрость созда Себе дом ...»)

Первая половина XIX века


Икона представляет подробный вариант киевской иконографии "Софии Премудрости Божией" (см. ДРЖ Б-640). Изображения сопровождаются многочисленными надписями, поясняющими символическое значение каждого элемента композиции.

К ступеням, образующим подножие храма, припадает царь Соломон в багряных царских одеяниях; в его руках раскрытая книга с текстом притчи: "Премудрость созда Себе дом..." Семь столпов, поддерживающих сень кивория-храма, уподоблены семи таинствам православной церкви. Центральный столп – крест с Распятием, воздвигнутый на престоле храма, ступенчатое подножие которого означает Голгофу. Над сенью кивория изображена Богоматерь на троне в окружении славящих ее ангелов (о символическом соотнесении Богоматери и Церкви – доме Премудрости – см. ДРЖ-1117). По сторонам центральной композиции помещены многочисленные изображения ликов (соборов) праведных. Над группами верующих, припадающих к основанию Голгофы-храма, слева – апостолы, ведомые Иоанном Предтечей, справа – пророки во главе с Моисеем. Над ними изображены лики святителей и мучеников, выше – преподобных и исповедников в монашеских одеяниях, над ними – лики праведников и девственниц. На самом верху, по сторонам от Саваофа, помещены лики пустынножителей и юродивых.

Важной особенностью этого иконографического извода является подбор изображений в "облачных" ликах. В основном это персонажи Ветхого и Нового Заветов, отцы церкви, аскеты и мученики, прославившиеся в первые века христианства. Однако иконописец помещает среди них и изображения деятелей русской церкви. Так, в лик преподобных, наряду с Саввой Освященным, включены основатели русских монашеских обителей – святые Антоний и Феодосий Печерские, Зосима и Савватий Соловецкие. В лике "оуродивых" вместе с прославленным в Византии Андреем Юродивым – Иоанн и Прокопий Устюжские, а также ростовский юродивый Исидор Блаженный. Таким образом, иконописец в своем произведении с максимальной наглядностью выразил идею включенности Руси в течение мировой истории, с древних времен пронизывавшую труды писателей – создателей летописных сводов. Летописцы начинали свое повествование о событиях русской истории с рассказа о сотворении мира и деяниях праотцев. Мастера-иконники включали исторические образы подвижников русской церкви в сонм предстоящих и поклоняющихся Софии Премудрости Божией. Ирина Сосновцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 67.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: