Коллекция онлайн

Андрей Первозванный в предстоянии Богоматери Знамение

30-е гг. XIX век


История создания иконы связана с личностью известного деятеля павловского и александровского царствований графа А. А. Аракчеева. Архитектурно-пейзажный фон средника представляет собой точное воспроизведение литографии "Вид памятника Александру I в селе Грузине", исполненной по заказу Аракчеева в конце 1833 г. в одной из петербургских типографских мастерских.

Апостол Андрей издавна считался покровителем Грузина, так как, по легенде, запечатленной в старейших русских летописях, Андрей Первозванный приходил на Русь, в Киев и Новгород, и "на Грузине жезл свой водрузил". По-видимому, апостол был также небесным покровителем рода Аракчеевых, так как Андрей – их семейное имя (дед, отец и брат графа Алексея Андреевича носили его). Идея, положенная в основу иконографического решения композиции, глубоко традиционна и заставляет вспомнить многочисленные произведения древнерусской иконописи, посвященные святым – основателям монашеских обителей – и небесным патронам русских городов. Однако не совсем обычно то, что Андрей Первозванный изображен предстоящим именно "Богоматери Знамение"; с образом "Богоматери Воплощение" обыкновенно соотносятся образы ветхозаветных пророков, что нашло свое законченное выражение в составе пророческого ряда древнерусского иконостаса. Но аракчеевское поместье Грузино принадлежало к Новгородской епархии, а в древности было вотчиной одной из старейших новгородских обителей – Воскресенского Деревяницкого монастыря. Очевидно, что на иконе XIX столетия еще раз воплотилась распространенная в новгородском искусстве тема предстояния святых "Богородице Знамение" – палладиуму средневекового Новгорода, тема, ставшая устойчивым признаком новгородской иконописи XV–XVI вв.

Икона "Андрей Первозванный" – удивительное свидетельство не только традиционности поздней русской иконописи, но и того, сколь органично было существование в первой половине XIX столетия средневековых по своему происхождению идей и представлений, которые "читались" и сохраняли свое значение как в консервативной крестьянской среде, так и в образованных слоях русского общества Ирина Сосновцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 243.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: