Коллекция онлайн

Богоматерь Боголюбская

XIX век


Об истории и иконографии образа "Богоматери Боголюбской" см. ДРЖ-1021, ДРЖ-331.

На меднолитой иконке изображена своеобразная композиция "Богоматери Боголюбской", отражающая представления старообрядцев об иконографии этого образа. Богоматерь стоит на фоне клубящихся облаков, которые поддерживают с четырех сторон ангелы Господни. В левой руке она держит свиток с текстом молитв, правая ее рука раскрыта и обращена к Христу, который изображен в сегменте небесной славы с благословляющей десницей (с двуперстным сложением). Внизу перед Богоматерью стоит митрополит Петр со свитком (с текстом молитвы о заступничестве Богородицы за народ). В отличие от традиционной иконографии, группа коленопреклоненных молящихся помещена не перед Богоматерью, а внизу, под ее фигурой. Народ протягивает в молении руки к святому митрополиту Петру как молитвеннику и ходатаю перед Богоматерью, которую на помощь "страждающим и обремененным" благословляет сам Христос, сходящий с небес. Особое почитание первого московского митрополита Петра как святого покровителя Москвы и молитвенника – посредника перед Богоматерью за русский народ – было распространено в среде старообрядцев. Его изображения находятся на старообрядческих складнях с изображением "Деисуса", на образках с избранными святыми и в других композициях. Богоматерь и митрополит Петр почитались также как защитники и хранители истинного христианского благочестия.

Иконка украшена разноцветной финифтью (голубой, белой и темно-синей) и выступающей рамкой, которая орнаментирована извивающимся стеблем с гроздьями винограда, символизирующими Христа как "истинную виноградную лозу". Продуманность композиции, красивый рисунок и четкая проработка деталей говорят о создании данной композиции в известном центре старообрядчества – мастерской Выгорецкой пустыни. Татьяна Петренко // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 321.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: