Богоматерь Неопалимая Купина
XIX век
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Сложная символическая композиции, в основном, повторяет иконописные образы "Богоматерь Неопалимая Купина" (см. ДРЖ Б-267). Сюжет изображения основан на святоотеческом толковании видения пророку Моисею на горе Хорив горящей и несгораемой купины (куста) как прообраза непорочного зачатия. В православных песнопениях Богоматерь сравнивается с Неопалимой Купиной: "Яко же Купина не сгораше опаляема, тако Дева Родила еси". Сложная иконография иконы "Богоматерь Неопалимая Купина" складывается в XVI столетии и получает широкое распространение в XVII–XVIII вв.
В центре композиции изображена Богоматерь с младенцем Христом, окруженная херувимами, на фоне восьмиконечной звезды, в лучах которой помещены: символы евангелистов (ангел, орел, лев и телец), шестикрылый серафим (вверху) и архангелы со своими символами. Высшие Небесные Силы славословят и служат Богоматери, неопалимо принявшей в себя Божественный и Невещественный огонь, Бога Слова, знаменуют ее Славу Небесную. Между концами звезды изображены с атрибутами восемь летящих ангелов – властителей природных стихий. В углах иконки помещены ветхозаветные прообразы Богоматери: "Видение Моисею Неопалимой Купины с изображением Богоматери Знамение", "Древо Иессеево", "Видение Иезекиилю затворенных врат" и "Видение Иакову лествицы".
Иконки "Богоматерь Неопалимая Купина" имели широкое распространение в Москве, где было несколько особо почитаемых икон этого сюжета. Данная иконка, имеющая четкий рельеф и украшенная темно-синей и белой финифтью, сохраняет традиции поморского старообрядческого литья и, возможно, выполнена в одной из московских мастерских. В народе "Богоматерь Неопалимая Купина" почиталась как помощница в болезнях и избавительница от пожаров. Празднование иконе совершается в день пророка Моисея – 4/17 сентября. Татьяна Петренко // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 323.