Богоматерь Всех скорбящих радость
Село Гуслицы Московской области. XVIII век
- Период XVIII век
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Изображения "Богоматерь Всех скорбящих радость" получают распространение в православном иконописании с конца XVII столетия и становятся одними из самых популярных в искусстве XVIII–XIX вв. По всей России существовало большое количество чудотворных образов "Богоматерь Всех скорбящих радость", прославившихся излечением от многих болезней и прекращением страшных эпидемий. В молитвах к этому образу Богоматерь называется: "Помощница обидимых, ненадеющих надеяние, убогих заступницей, печальных утешение, алчущих кормилица, больных исцеление, грешных спасение". Существуют небольшие различия в иконографии этого образа, неизменным остается общая схема изображения, отражающего идею заступничества – Богоматерь в рост среди групп страждущих и болящих людей.
На меднолитом образке воспроизводится краткая иконография этого образа: Богоматерь в традиционном одеянии с жезлом в правой руке (символ Владычицы Небесной), левой осеняет скорбящий народ, изображенный по сторонам от нее. Среди групп нищих и болящих – посылаемые Богоматерью ангелы Господни, которые окормляют и утешают людей. В верхних углах в сегментах-облаках помещены изображения луны и солнца; вверху композиции над группами людей – распустившиеся цветы – символы Радости и Небесной Благодати.
Красивый выразительный рисунок, продуманность и четкость композиции говорят о мастерстве создателя образца для данной литейной формы. Иконка имеет навершие с изображением "Иисус Христос Царь Царем" – в архиерейском облачении с благословляющим жестом обеих рук с двуперстным сложением – характерная деталь многих образков старообрядческого гуслицкого литья. На тыльной стороне образка – небольшое ушко с отверстием: образок могли носить на груди поверх одежды как оберег от недугов, сглаза и различных бед, подвешивать у изголовья во время болезни. Татьяна Петренко // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 322.