После жатвы (В имении А.Р.Томилова "Успенское" под Старой Ладогой)
1822
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
На селе торжественным событием было окончание жатвы – дожинки. В эти дни в деревне царило безудержное веселье. Для всех, кто работал в поле, готовили угощение и пели величальные песни. Из последних колосьев жницы делали сноп и украшали его лентами. Самая красивая и нарядная девушка вносила его в деревню. Праздник урожая отличался исключительной красочностью и сопровождался обрядами, обеспечивающими будущий урожай. Игра и страсть в русском изобразительном искусстве. СПб, 1999. С. 112.
Алексей Романович Томилов – известный знаток и ценитель искусства, коллекционер, один из учредителей ОПХ. В его имении часто гостили живописцы, скульпторы, преподаватели ИАХ. Заболотский также бывал гостем Томилова и запечатлел в своем произведении сцену крестьянского праздника, свидетелем которого он был. Народные праздники, связанные с календарным кругом сельскохозяйственных работ, сохраняли рудименты древних магических обрядов, призванных увеличить плодородие земли, вплоть до XIX века. Игра и страсть. СПб, 1999. С. 112.
Томилов Алексей Романович (1779–1848) — артиллерийский офицер по образованию, коллекционер и любитель искусств, собрал большую коллекцию произведений русской и западноевропейской живописи и графики. Cын инженер-генерал-поручика и сенатора Романа Никифоровича Томилова (1741–1796) и Екатерины Петровны Томиловой, рожд. Шамшевой. При рождении записан в лейб-гвардии Конный полк. В 1791 году переведен из гвардии в чине инженер-капитана адъютантом к своему отцу. В 1799 – командир крепостных работ в Кронштадте. Оставил военную службу в 1808, но в 1812 вступил полковником в ряды Петербургского ополчения, при взятии Полоцка был тяжело ранен. По окончании войны посвятил себя изящным искусствам, его дом стал местом, где собирались художники, деятели литературы и музыканты. Стал одним из учредителей и постоянным членом комитета Общества Поощрения художников (с 1820), а также почетным вольным общником ИАХ (1833).
Усадьба "Успенское", название которой связано с расположенным неподалеку Успенским монастырем, была построена в 1780-х гг. генерал-поручиком Романом Никифоровичем Томиловым, известным военным топографом. Его сын Алексей в 1816-1817 гг. перестроил усадьбу по собственному проекту, пристроив к деревянному дому каменный флигель (его называют "дом Шварца"). Во флигеле А. Р. Томилов хранил свое богатейшее собрание живописи и графики, в том числе крупнейшую в России коллекцию рисунков и офортов Рембрандта.
Будучи крупнейшим помещиком Приладожья, умело хозяйствуя, Томилов тратил большую часть своих доходов на приобретение произведений искусства. Его петербургский дом и усадьба Успенское на берегу Волхова были широко известны людям культуры и искусства того времени. Со временем усадьба Успенское стала, по выражению художников, своеобразной «томиловской меккой», тем местом, куда они могли приехать и всегда встретить самый радушный прием, могли знакомиться с художественным собранием и работать в богатейшей его библиотеке.
В разные годы у него бывали художники В.Л. Боровиковский, А.Г. Варнек, А.Г. Венецианов, А.Н. Воронихин, А.Е. Егоров, И.А. Иванов, О.А. Кипренский, Л.Ф. Лагорио, А.О. Орловский, А.А. Попов, В.А. Тропинин, А.Ф. Чернышев, В.И. Штернберг и другие. Для художников Алексей Романович Томилов был и покровителем-меценатом, и настоящим другом-наставником. Отечески он опекал молодых художников (Иван Айвазовский, Петр Заболотский, Лев Лагорио, Алексей Чернышев и другие).
В 1830-е годы летние месяцы в Успенском проводил начинающий художник Иван Айвазовский, создав здесь несколько своих работ.
На картине «Отъезд» (1850), одной из интереснейших работ А.Ф. Чернышева, запечатлены события, которые развернулись в Успенском: во дворе усадьбы происходит прощание семейства с уезжающим в столицу сыном-офицером.
Благодаря поддержке Томилова сын обедневшего тихвинского мещанина Петр Заболотский стал вольнослушателем Академии художеств. Много работ художник посвятил Успенскому, его обитателям, например: «Вид Старой Ладоги» (1833), «В имении А. Р. Томилова» (1822); «После жатвы» (1822); «Гостиная комната А. Р. Томилова» (1833) и др.
Подробнее об истории усадьбы см. в Википедии.