Коллекция онлайн

После 1686 (1691?), Москва — около 1758, Москва

Портрет Екатерины I с арапчонком

Не позднее декабря 1725 (?)

  • Холст, масло. 264 х 200
  • Ж-5487

  • Пост. в 1925 из ГЭ (Романовская галерея)


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

Семейную галерею Романовых дополняет парадное изображение супруги Петра I Екатерины Первой, написанное Иваном-Большим Григорьевичем Адольским.

Иван Адольский – выученик и яркий представитель Московской Оружейной палаты, гравер, живописец, учитель ряда художников первой четверти XVIII века, органично воспринявший новые идеи петровского времени. Художественную манеру Адольского отличают свободный рисунок, светотеневая лепка объема (высветление отдельных частей формы и построение объема на контрасте освещенных и затененных участков), корпусная живопись, стремление передать фактурные качества поверхностей. К сожалению, работ его немного.

Долгие годы «Портрет Екатерины I с арапчонком», считался едва ли не единственным известным произведением мастера. И только в последнее время начинают находиться другие работы. Великолепная картина может служить наглядным примером того, каких успехов достиг русский мастер на пути создания барочного портрета. Все в этом полотне помпезно, величественно. Екатерина Алексеевна, урожденная Марта Скавронская, изображена в рост гордо взирающей на зрителя сверху вниз. В правой руке Екатерина держит скипетр, левая рука покоится на короне, которую на золотой подушке подносит ей арапчонок. Парадный наряд украшен лентой и звездой ордена Андрея Первозванного. В пышном окружении (колонна, занавес, архитектурный пейзаж), чувствуется незаурядный талант Адольского-декоратора. Он уверенно передает фактуру тканей, умело использует цветовую гамму, построенную на сочетаниях насыщенных тонов. Правда, внимательный зритель отметит некоторую скованность позы, уплощенность фигуры.

Портрет неоднократно повторялся и копировался. Близкий вариант, также приписываемый мастеру, хранится в коллекции Екатерининского дворца.

Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009

Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»





Екатерина I (Марта Самуиловна Скавронская, Екатерина Алексеевна Михайлова; 5/15 апреля 1684 — 6/17 мая 1727, Санкт-Петербург) — вторая жена Петра I Великого, российская императрица с 1721 как супруга царствующего императора, с 1725 как правящая государыня; мать императрицы Елизаветы Петровны. В ее честь Петром I учрежден орден Св. Екатерины (1713) и назван город Екатеринбург на Урале (1723). Имя Екатерины I носит также Екатерининский дворец в Царском Селе (выстроенный при ее дочери Елизавете). Царствовала с 28 января / 8 февраля − 1725 по 6/17 мая – 1727. 400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 110.

Екатерина Алексеевна (рожденная Марта Скавронская (15 апреля 1684 — 6 мая 1727). Вторая супруга Петра I (с 19 февраля 1712). Коронована Петром I как императрица и соправительница 7 мая 1724. С 28 января 1725 — императрица. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 122.

Петр I встретил Катерину в 1703 (в девичестве Марту Самуиловну Скавронскую, вдову драгуна Иоганна Крузе), захваченную в качестве военной добычи при штурме шведской крепости Мариенбург. Официальное венчание Петра с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712, после Прутского похода. Имели детей: Екатерину (28 декабря 1706 — 27 июля 1708), Анну (7 февраля 1708 — 15 мая 1728), Елизавету (18 декабря 1709 — 25 декабря 1761), Наталью (3 марта 1713 — 27 мая 1715), Маргариту (3 сентября 1714 — 27 июля 1715), Петра (29 октября 1715 — 25 апреля 1719), Павла (2 января 1717 — 3 января 1717), Наталью (20 августа 1718 — 4 марта 1725).

Изображена с лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного. Авторский размер полотна меньше (190 х 133), на более поздних надставках дописаны архитектура и пейзаж. Портрет традиционно датировался 1725–1726 годами по гравюре А. Ф. Зубова. В документе от 22 декабря 1725 года отмечено, что «по указу Е. И. В. <…> выдано живописцу Ивану Адолскому» сто рублей в уплату за исполнение именно двух портретов императрицы Екатерины I, этого и принадлежащего ГМЗ «Царское Село», отличающихся в деталях. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 65.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: