Коллекция онлайн

Вишняков И. Я.
Михайлов Д.
1699, Москва –1761, Санкт-Петербург

Пророк и Царь Соломон

(из иконостаса Троице-Петровского собора). 1755 - 1756


+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Еще до поступления в музей икона была сильно поновлена и прошла несколько реставраций, включая дублирование. Имелись многочисленные очаги раздублирования дублетного холста. Икона покрыта жестким кракелюром с приподнятыми краями. Многочисленные осыпи и утраты красочного слоя и грунта, полученные в результате механических повреждений, требовали срочного проведения работ по технической реставрации. Истинное состояние сохранности и колорит авторской живописи были скрыты и искажены разновременными слоями пожелтевших лаков, грубых прописок и слоев записей на изображении неба и позема. Сильно пострадала от записей фигура царя и изображение одежд.

Комплекс проведенных мероприятий:

Выполнено укрепление красочного слоя и грунта, передублирование на новый холст, после чего экспонат закреплен на предварительно отремонтированном историческом подрамнике.

После проведения полного комплекса физико-химических исследований в ходе пробных раскрытий выявлены слои записей, положенные фрагментарно. Удалены несколько слоев потемневших лаков с межлаковыми загрязнениями. Из-под потемневшего авторского лака и записей открылось большое количество утрат и потертостей красочного слоя. Авторский лак утоньшен послойно при постоянном контроле видимой люминесценции УФ-лучей. После удаления потемневших реставрационных лаков и записей открылся авторский цвет позема, неба, одежд. Колорит стал светлее и насыщеннее, выявилась авторская тонкая лессировочная манера письма. После реставрации икона покрыта лаком, выполнено тонирование утрат и потертостей.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 150.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: