Коллекция онлайн

1699, Москва –1761, Санкт-Петербург

Пророк и Царь Соломон

(из иконостаса Троице-Петровского собора). 1755 - 1756


Кисти И. Я. Вишнякова, по всей вероятности, принадлежит и одна из икон верхнего яруса — «Пророк и царь Соломон». Облик царя Соломона во многом сходен с обликом архангела Михаила (ЖБ-914). Характерный рисунок ног, не менее характерные складки одеяний, изысканность отделки деталей позволяют считать автором этого образа именно живописного мастера и именно живописца-портретиста. Композиционные особенности «Царя Соломона» очень близки типологическим признакам русских царских портретов. По образцу «Царя Соломона», но более грубовато, выполнена парная «Царю Соломону» икона «Пророк и царь Давид» (ЖБ-909). Светлана Моисеева. Образа из иконостаса Троицкой соборной церкви в Санкт–Петербурге // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб. 2024. С. 50.

Деревянная церковь Святой Троицы была заложена через четыре с половиной месяца после основания города — первого октября 1703 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы <ныне — Троицкая площадь на Петроградской стороне Санкт-Петербурга>. <...> В 1743 году по указу Елизаветы Петровны ветхое здание Троицкого собора было разобрано, и к 1746 году возведен новый «безо всякой перемены» храм, освященный в мае того же года. Иконостас был исполнен Иваном Вишняковым, Алексеем Антроповым и Петром Семеновым. В 1750 году он сгорел дотла. Его восстановление под руководством следовавшего старым планам Ф.-Б. Растрелли осуществил архитектор С. А. Волков. Первого июня 1756 года возрожденный храм был вновь освящен. <...> В 1933 году ценнейший памятник отечественной истории и архитектуры был снесен, и в августе того же года все двадцать семь образов иконостаса переданы в Русский музей. Светлана Моисеева. Образа из иконостаса Троицкой соборной церкви в Санкт–Петербурге // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб. 2024. С. 45-46.

В Русском музее хранится весь комплекс икон Троицкой церкви — 28 сюжетов. Из них с именем Ивана Вишнякова в результате документального, сравнительного стилистического и технико-технологического исследования с большой долей уверенности можно связать семнадцать образов. <...> В некоторых работах очевидно характерное для барочных иконостасов Петербурга влияние гравюр с западноевропейских оригиналов.

В процессе подготовки к экспонированию произведения подверглись реставрации: удалены загрязнения, позднейшие записи, слои разложившегося лака. Иконографические и живописные достоинства полотен уникального иконного цикла стали очевиднее. Образа иконостаса Троицкого собора (или Троицкой соборной церкви) представляют собой ценнейший памятник русской живописи середины XVIII века. Несомненно их высокое историко-культурное значение, в том числе и как характерного примера деятельности живописной команды Канцелярии от строений — важного феномена художественной жизни новой русской столицы. И, разумеется, как бесспорное доказательство высокого, индивидуально окрашенного таланта «живописных дел мастера» — яркого и своеобразного художника Ивана Яковлевича Вишнякова. Светлана Моисеева. «…живописный мастер и надворный советник Иван Вишняков …» // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб, 2024. С. 14.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Еще до поступления в музей икона была сильно поновлена и прошла несколько реставраций, включая дублирование. Имелись многочисленные очаги раздублирования дублетного холста. Икона покрыта жестким кракелюром с приподнятыми краями. Многочисленные осыпи и утраты красочного слоя и грунта, полученные в результате механических повреждений, требовали срочного проведения работ по технической реставрации. Истинное состояние сохранности и колорит авторской живописи были скрыты и искажены разновременными слоями пожелтевших лаков, грубых прописок и слоев записей на изображении неба и позема. Сильно пострадала от записей фигура царя и изображение одежд.

Комплекс проведенных мероприятий:

Выполнено укрепление красочного слоя и грунта, передублирование на новый холст, после чего экспонат закреплен на предварительно отремонтированном историческом подрамнике.

После проведения полного комплекса физико-химических исследований в ходе пробных раскрытий выявлены слои записей, положенные фрагментарно. Удалены несколько слоев потемневших лаков с межлаковыми загрязнениями. Из-под потемневшего авторского лака и записей открылось большое количество утрат и потертостей красочного слоя. Авторский лак утоньшен послойно при постоянном контроле видимой люминесценции УФ-лучей. После удаления потемневших реставрационных лаков и записей открылся авторский цвет позема, неба, одежд. Колорит стал светлее и насыщеннее, выявилась авторская тонкая лессировочная манера письма. После реставрации икона покрыта лаком, выполнено тонирование утрат и потертостей.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 150.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: