Коллекция онлайн

1919, Покровск – 2012, Санкт-Петербург

Прощание

1975


Через полвека после создания картина экспонировалась в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве на большой выставке из Русского музея „Ради жизни на Земле", Она стала своеобразным эпиграфом экспозиции, посвященной 55-летию Победы, сохранив силу своего драматического воздействия. Невозможно забыть лицо матери, провожающей сына в бой. Их будоражащие силуэты, их фигуры, их чувства — как отзвук происходящего в миллионах семей, когда родные уходили в огонь войны, навстречу врагу. Каждая деталь здесь емка, реальна, символична, как и все происходящее. Сопоставление дальних обобщенных планов с этими деталями подчеркивает значимость общего, ситуации и отдельного, с главенством облика старой женщины как воплощенной духовности, нравственности. Глубина ее образа соотнесена с глубиной ее чувства в наполненном войною, жестоком мире. Облик матери дан на такой драматической ноте, что она будто олицетворяет боль подвиг всех матерей, Картина заставляет ощутить, какой ценой досталась Победа. М. А. Дудин, защитник полуострова Ханко — „Красного Гангута“, писал: «Перед этой картиной можно плакать о величии подвига, воссиявшего над бездонной пропастью материнского горя. Эта картина — песня мужеству и благородству, вздох удивления, слеза восторга и скорбь памяти одновременно». // Анатолий Дмитренко. Большая картина. СПб., 2006.  С. 280.

Андрей Андреевич Мыльников ‒ один из крупнейших мастеров советского послевоенного искусства. Народный художник СССР, лауреат двух государственных премий, Герой Социалистического Труда провел около двух тяжелейших лет в Народном ополчении, обороняя блокадный Ленинград. В состоянии крайнего истощения, вместе с Институтом живописи скульптуры и архитектуры, он был эвакуирован в Самарканд зимой 1942 года.

В тридцатилетнюю годовщину Победы Андрей Мыльников создает настоящий символ — пронзительный образ скорбящей матери, отправляющей сына на фронт. «Прощание» — икона материнского горя, собирательный образ сотен тысяч матерей, провожавших и не дождавшихся. Осиротевшие, одинокие женщины, ждущие или уже потерявшие своих мужчин в борьбе
армий и государств. Они смотрят на нас печальными глазами с холстов многих мастеров искусства. Егор Могилевский. «ЛУЧШАЯ ПАМЯТЬ ИМ — ПРАВДА…» // Память. К 75-летию победы в Великой Отечественной войне . СПб, 2020. С. 5.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

“Прощание” ‒ одна из самых известных работ художника, удостоенная государственной премии, была написана им в 1975 году, к тридцатилетию Победы в Великой Отечественной войне. Андрей Мыльников создает настоящий символ ‒ пронзительный образ скорбящей матери, отправляющей сына на фронт. Картина решена в суровой и лаконичной манере, подчеркнутой аскетичным колоритом. Мать солдата приковывает к себе взгляд зрителя ‒ её слёзы и страх ‒ настоящие, личные эмоции, лишенные героизма и пафоса. Её сын как-будто превращается в тень, силуэт из черной сажи и дыма, который вот-вот растворится навсегда. “Прощание” ‒ икона материнского горя, собирательный образ сотен тысяч матерей, провожавших и не дождавшихся. Сам художник так объясняет свою картину: «О чём она? О Родине, о матери, которая для меня неразделима с Родиной, о трудностях, которые выпали на долю, тяжкую долю моего народа в период Великой Отечественной войны. О неоплаченном долге перед нашими матерями, даровавшими нам жизнь, освятившими своей любовью». 

Картина заставляет ощутить, какой ценой досталась Победа. Невозможно забыть лицо матери, провожающей сына в бой. Их будоражащие силуэты, их фигуры, их чувства — как отзвук происходящего в миллионах семей, когда родные уходили в огонь войны, навстречу врагу. Каждая деталь здесь емка, реальна, символична, как и все происходящее. Сопоставление дальних обобщенных планов с этими деталями подчеркивает значимость общего, ситуации и отдельного, с главенством облика старой женщины как воплощенной духовности, нравственности. Глубина ее образа соотнесена с глубиной ее чувства в наполненном войною, жестоком мире. Облик матери дан на такой драматической ноте, что она будто олицетворяет боль и подвиг всех матерей. М. А. Дудин, защитник полуострова Ханко — "Красного Гангута", писал: "Перед этой картиной можно плакать о величии подвига, воссиявшего над бездонной пропастью материнского горя. Эта картина — песня мужеству и благородству, вздох удивления, слеза восторга и скорбь памяти одновременно".


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: