Коллекция онлайн

1878, Астрахань – 1927, Ленинград

Портрет Ренэ Нотгафт

1914

  • Холст, масло. 110 х 82
  • Ж-8516

  • Пост. в 1969 из ГЭ; ранее – собрание Ф. Ф. Нотгафта, Петроград – Ленинград


С 1900-х Кустодиев был известен как мастер женских портретов, из написанных им в рассматриваемое время тонкостью характеристик и изяществом композиционного решения выделяются изображения Р. И. Нотгафт, Л. Б. Боргман, Е. И. Базилевской. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 14.

Мастер теперь избегает ракурсов и эффектов случайности. В работах ощутима тяга к стабильности, поиск «большой» формы, ее скульптурности. Автор добивается эффекта эмалевой поверхности, начинает ценить красоту локального цвета. Подобные изменения в живописи Кустодиева связаны с развитием принципов неоклассицизма в современном национальном искусстве. Они с особой силой сказались в портретах мирискусников и Р. И. Нотгафт, в пастели «Лежащая натурщица» (1915) и рисунках, где художник любит использовать графит с растушевкой и подцветку сангиной. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 14.

Свойственные портрету лаконичная форма, строгий рисунок, высветленная цветовая гамма характеризуют неоклассические устремления Кустодиева 1910-х годов.

Ренэ Ивановна Нотгафт (урожденная Кестлин; 1880–1950-е) — жена Федора Федоровича Нотгафта, близкого друга художника Б. М. Кустодиева, известного коллекционера и издателя, позже сотрудника Эрмитажа. Неоднократно была моделью художника, увлеченного своеобразной красотой и грацией этой уроженки Швейцарии. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: