У Сенного рынка
1861
- Холст, масло. 27 x 36
- Ж-9538
Пост. в 1977 от Б. М. Метелицы, Ленинград-
Сведения о реставрации:
Гусева О.С. (1978)
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Картина была натянута на тот же подрамник, что и работа «В таверне» (Ж-9216), и обнаружена в процессе ее реставрации. Она является эскизом к картине «Сенная площадь» (Ж-2636), находящейся в ГРМ. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 329.
В целом ряде шестидесятнических полотен запечатлены эпизоды городской повседневности, отражающие приметы целой эпохи. Это и продрогшие «Дети-нищие» Ф. С. Журавлева, просящие подаяние у угрюмого бедняка-чиновника, бегущего через замерзшую петербургскую реку, это и шумный «Сенной рынок в Петербурге» А. М. Волкова с окруженным зеваками накренившимся городским дилижансом, из которого спешат выскочить люди, и его же картина «В таверне» (Ж-9216), где веселящиеся мужики и подвыпившая разбитная женщина представлены среди убогой обстановки кабака: на пустой столешнице – штоф водки, табуретом служат ящики. Герои картины бесхитростны, искренни, но их примитивные нравы грубы. Здесь нет места красоте и гармонии. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 17.
Состояние сохранности до реставрации:
Картина находилась в аварийном состоянии. Протечка, следы которой хорошо видны на тыльной стороне, разрушила связующее грунта и вызвала обширные отставания живописи от основы по всей поверхности в виде расслоений, пузырей и шелушения. Это, в свою очередь, повлекло за собой возникновение большого количества утрат красочного слоя. Кроме того, протечка спровоцировала неравномерную усадку холста, и вызвала возникновение деформаций, что еще больше усугубило ситуацию. Очень тонкий красочный слой и отсутствие защитного слоя лака также создавали дополнительную угрозу появления новых утрат.
Комплекс проведенных мероприятий:
Восстановление связи между красочным слоем, грунтом и основой стало первоочередной задачей реставрации. Помимо этого, необходимо было устранить усадку холста. Особо сложными для укрепления стали участки шелушения на изображении неба, где красочный слой на некоторых участках лежал отдельными чешуйками и мог быть утрачен при любом прикосновении. В результате проведенных консервационных мероприятий вся поверхность картины была укреплена, кракелюр уложен в плоскость, расслоения и шелушения красочного слоя устранены, полностью восстановлена связь красочного слоя с грунтом и основой, устранены деформации. Авторский холст, сильно пострадавший от протечки, был растянут и усилен путем дублирования на новую основу. Картина натянута на подрамник. Особой деликатности потребовало удаление поверхностных загрязнений, поскольку лак на картине отсутствовал и живопись была не защищена. В места утрат красочного слоя подведен реставрационный грунт. В границах утрат выполнено воссоздание красочного слоя.
Картина приведена в стабильное состояние и экспозиционный вид.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 119.