В литературе бытует с названиями «Русалки», «На рассвете» и «Рассвет». Написано в серии панно «Времена дня» для дома С. Т. Морозова, построенного Ф. О. Шехтелем на Спиридоновке в Москве, но было отклонено заказчиком. Художник хотел уничтожить полотно, но И. Е. Репин уговорил автора экспонировать работу на выставке русских и финляндских художников в Петербурге. Созданная летом 1897 года на хуторе П. Н. Ге в Черниговской губернии, она датирована в начале 1898 года, перед отправкой на выставку, где в первый же день была кулена княгиней М. К. Тенишевой. В начале 1902 года по просьбе владелицы художник переписал ряд мест в картине. Владимир Круглов // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 280.
В 1890-х Врубель был самой крупной фигурой среди русских символистов в изобразительном искусстве. Он — классический символист, создатель характерных образцов этого направления. …характерные образцы символизма: <…> серия картин, акварелей, майолик с пантеистским мироощущением — «Утро», «Богатырь» (1898, ГРМ, Ж-1837), «Пан» (1899, ГТГ, инв. 1461), «Сирень» (1900, ГТГ, инв. 11054), «Царевна-Лебедь» (1900, ГТГ, инв. Ж-42), — навеянных фольклором, классической литературой и музыкальным театром. Разные по жанрам и темам, они являют спектр возможностей художника-визионера, свободно «пересекающего» время и пространство, в соответствии со своим пророческим даром творящего возвышенные мифы. Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 10.
Врубель не мыслил пейзаж вне человека, населяя свои полотна изображениями не то людей, не то мифологических существ. Многозначны и сложны по природе построенные на тонкой ассоциативной связи его картины «Утро», «Сирень», «Пан», «К ночи» (1900, ГТГ, инв. 1462), где литературные и музыкальные реминисценции переплелись с ярко эмоциональным восприятием реальности, с претворением ставших элементом национальной памяти древних фольклорных образов. Свойственные работам мастера экспрессивное переживание состояний природы, ноты трагического одиночества, «тоска духа» делали их актуальными в атмосфере конца века. / Там же. С. 12.
Подобно западным коллегам, мастер <Врубель> пытался воплотить в зримых формах «бесплотные» субстанции, например, «тайну»... Та же задача волновала его в холсте «Утро», где, как в работе Анны Голубкиной (ваза «Туман», ГРМ), появились антропоморфные изображения солнечного луча и тумана. Там же. С. 13.
Показать полный текстВ панно «Утро», «Полдень», «Вечер» отразились устремления Врубеля к искусству «большого стиля», интерес к решению проблем синтеза. Впервые в его полотнах доминировал пейзаж. Это связано с особенностями интерьера. Картина «Утро» принадлежит Русскому музею. Решенная в гамме «болотной зелени», любимой мастерами модерна, полная таинственности и неясных намеков, уподоблений, она — характерный пример декоративной системы «нового стиля» и символизма как философии искусства. Автор учел ее место в зале, особенности пространства, пронизанного витальностью. Холст «аккумулировал» множество проявлений жизненных сил, «материализовав» их в виде четырех стихий — в девственной чаще леса изображены фигуры, символизирующие пробуждающуюся землю, прячущуюся в зарослях цветов и трав воду, луч солнца и рассеивающийся ночной туман. Как и формы, одухотворены их очертания, складывающиеся в магические орнаменты. Картина экспонировалась на выставке русских и финляндских художников, где в первый день была приобретена княгиней М. К. Тенишевой. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 18.
Мечтая соединить в своем творчестве искусство с жизнью, Врубель работал над поисками высокого монументального стиля и особой национальной формы, используя в произведениях орнаментально-ритмические решения. Все это сближало его со стилем «модерн», для которого характерны также и контрастный переход от статики к движению, от душевного покоя к внезапной взволнованности. Для художественного языка модерна характерна особая плавность форм, вытянутость фигур, подчёркнутость контуров, использование растительных мотивов. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетаются в причудливый узор, в котором иногда появляются фигуры женщин или фантастических существ.
Модерн обнаруживает пристрастие к аллегорическим сюжетам, которое можно наблюдать и в панно «Утро». В нем пробуждающаяся природа олицетворена в четырех аллегорических фигурах русалок. Среди чарующего сплетения гигантских деревьев, густых трав и причудливых цветов возвышается фигура обнаженной женщины, встречающей восходящий свет. Его художник называет «Лучом» и олицетворяет с другой героиней, причудливо изогнувшейся и устремившейся из лесных зарослей к небу. Ниже, из густой травы, переходящей в болотные заросли, выступает третья «Фея», представляющая пробуждение от сна. Ее лицо еще неподвижно, только открылись большие темные глаза, в которых появляется первая утренняя мысль, как продолжение последнего сновидения. Четвертая фигура справа дана фрагментарно: изображена женская голова с выражением страха и отчаяния.
Когда Врубеля просили объяснить значение этой фигуры, он отвечал: «Это сказка». Четыре женских изображения усиливают общий эмоциональный настрой пейзажа, его поэтичность и музыкальность. Образы, созданные художником, многозначны и вызывают самые разные чувства, испытываемые человеком. Колорит панно, созданный из зеленых тонов, создает ощущение прохлады раннего утра, когда солнце еще только должно появиться из-за невидимого горизонта.
Данное произведение — одно из трех декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой «Времена дня», было исполнено Врубелем для интерьера московского дома С. Т. Морозова на Малой Спиридоновке (проект архитектора московского модерна Ф. О. Шехтеля).
Гениальный Врубель, впервые выставлявшийся в Петербурге, представил три работы — две скульптуры и панно «Утро», ставшее гвоздем выставочной экспозиции.
В 1897 году Врубель написал три больших декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой «Времена дня», для одного из интерьеров московского дома С.Т. Морозова на Малой Спиридоновке, построенного по проекту Ф.О. Шехтеля.
В принадлежащем Русскому музею панно «Утро» пробуждающаяся природа олицетворена в виде четырех аллегорических фигур, подобных сказочным русалкам. Среди чарующего сплетения гигантских деревьев, густых трав и причудливых цветов возвышается фигура обнаженной женщины, словно вырастая из орнаментального узора растений, которые, как волшебное платье, выявляют всю ее стать. С восторженным изумлением встречает она восходящий свет, разливающейся на небе и олицетворенный «лучом», как художник называл другую героиню, причудливо изогнувшуюся и устремляющуюся из лесных зарослей вверх. Контрастный переход от статики к движению пластически выражает момент пробуждения – от неподвижности ночи к динамике утра, от душевного покоя к внезапной взволнованности. Ниже, из густой травы, переходящей в болотные заросли, выступает третья «фея» (по выражению Врубеля), олицетворяющая пробуждение от сна. Ее лицо еще неподвижно, только открылись большие темные глаза, и в них появилась первая утренняя мысль, может быть – продолжение последнего сновидения. Четвертая фигура дана фрагментарно: правый край полотна обрезает изображение женской головы с выражением страха на лице или крика отчаяния, будто «русалка» увидела нечто ужасное. Когда Врубеля просили объяснить значение этой фигуры, он отвечал: «Это сказка». Четыре женские фигуры своей выразительностью усиливают общий эмоциональный настрой пейзажа, его поэтичность и музыкальность. Холодный колорит панно, сотканный из зеленых тонов – от светлых, разбавленных белилами, до темно-изумрудных, создает ощущение прохладной освещенности раннего утра, когда диск солнца вот-вот появится из-за невидимого горизонта.
За всеми образами художника стоят извечные человеческие категории добра и зла, страдания, жизни, смерти, любви. Они на редкость многозначны, всеобъемлющи. Это подлинные образы-символы, способные вызывать самые разные отклики в душе зрителя.
Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009
Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»