Коллекция онлайн

1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда

Запорожцы

1880–1891


1880-е годы отмечены высочайшими творческими достижениями Репина. К ним относится и законченное в 1891 году легендарное «хоровое» полотно «Запорожцы (пишут письмо турецкому султану)», которому художник посвятил более десяти лет.

Безупречно переданный дух казачьей вольницы и виртуозное живописное мастерство стали залогом широкой популярности картины, после которой с легкой руки Игоря Грабаря Репина стали заслуженно называть «Гоголем в красках». В картине словно «звучат» разные оттенки смеха, служащего выражением горделивого чувства внутренней независимости. Сохранилось предание о том, что в 1675 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожским казакам грозное и высокомерное послание, в котором повелевал им немедленно «добровольно и без всякого сопротивления» сдаться. В ответ они сочинили язвительное письмо, полное народного юмора и презрения. Репин впервые услышал об этом письме в 1878 году и, покоренный образом мужественного, жизнерадостного, непорабощенного народа, тогда же сделал первый набросок будущей картины, над которой трудился в течение тринадцати лет. Он тщательнейшим образом изучил историю и быт Запорожской Сечи, совершал поездки на Украину, собирал бытующие в народе предания о запорожцах, читал исторические труды, обращался к архивным документам.

С огромным мастерством художник вывел мощные характеры, добиваясь яркой выразительности, и глубокой психологичности образов казаков во главе с атаманом Иваном Серко, передав их вольнолюбивый дух, удаль и сплоченность. В основу образов легли этюды с конкретных людей, которых Репин совершенно преображал, создавая картину. Так, например, Серко написан с генерала М. И. Драгомирова, писарь — с историка Д. И. Яворницкого, усач, ударяющий кулаком по спине своего товарища, — с художника Я. Ф. Ционглинского, казак в красном жупане и белой папахе — с профессора консерватории А. И. Рубца.

Зрителя захватывает шумное веселье запорожской вольницы — казаки весело хохочут, довольные очередным остроумным, крепким словцом. Работая над полотном, Репин вспоминал своих любимых художников — Веласкеса и Хальса.

Картина была приобретена императором Александром III и находилась в Зимнем дворце до 1897 года, откуда перешла в Русский музей. В 1895 году картина была удостоена золотых медалей на международных выставках в Мюнхене и Будапеште. Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 208.

Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:

Запорожцы
Год создания: 2013 | Интерактивная программа | Язык:

Данная интерактивная программа посвящена одному из самых известных произведений И. Е. Репина, над которым художник проработал в целом более двадцати пяти лет.

Запорожцы
Год создания: 2010 | Интерактивная программа | Язык:

Аудиовизуальные лекции старшего научного сотрудника Русского музея, заслуженного работника культуры Регины Абрамовны Гельман посвящены нескольким шедеврам из коллекции Русского музея. Вы можете узнать о том, что такое «натюрморт», как И.Е.Репин создавал свое произведение «Бурлаки на Волге» или о том, как в самый непростой момент своей жизни В.И.Суриков решился писать «Взятие снежного городка». 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: