Коллекция онлайн

К числу наиболее замечательных по своей художественной ценности явлений отечественного пейзажа принадлежит творчество Ф. А. Васильева – «гениального мальчика» (по словам Крамского), трагически скончавшегося 23-х лет. В кратчайший срок (1867–1870) он достиг подлинной творческой зрелости, поражая своих старших товарищей не только могуществом лирического таланта, но и стремительностью развития и высотой достигнутых успехов. Присущая Васильеву романтическая взволнованность в передаче состояний природы, типичный для шестидесятников интерес к крестьянской жизни, трезвое видение ее прозаических подробностей и вместе с тем восхищение красотой природного мира, стремление к выразительности живописного языка сказываются в целом ряде его ранних работ. Среди них наиболее повествовательна «шестидесятническая» картина «Деревня» (1868). Более сложен по своей образной структуре пейзаж «После дождя. Проселок» (1869). По сравнению с другими художниками Васильев был особенно чувствителен к красоте цвета, освещения, даже мазка.  Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 30.

Было бы неверно, фактически неверно сводить искусство «шестидесятых» к страданию «бедных людей» и обличению социальных пороков. Оно знало и забавные жанровые сценки <...> Но и в пейзажах – Л. Л. Каменева, Ф. А. Васильева, А. К. Саврасова – преобладала печаль: «Не весела ты, родная картина», – искусство, плача, расставалось со своим прошлым, с возвышенными романтическими грезами. Леняшин В. А. «Святые шестидесятые» // «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 11.

 

Художник часто обращался к изображению сельских пейзажей после летнего дождя. Их композицией управляет тема уходящей вдаль дороги. Одинокие крестьянские фигуры, ведущие скотину, непременный элемент пейзажей подобного типа, придают взволнованность эмоциональному строю картин. В данном пейзаже мотив дороги обретает философский смысл. В изображении сломанной почерневшей изгороди, размытой дождями каменистой дороги звучат не только размышления о тяготах деревенской жизни, но и элегические настроения. Светлые пятна луж на дороге, освещенная солнечным лучом полоса хлебного поля, перекликаясь друг с другом, противостоят сумрачной цветовой гамме дождливого дня и вносят в общее художественное решение пейзажа оптимистические ноты. (Е. Ш.) Дорога и путь в русском искусстве. СПб, 2004. с. 83.

Тончайшими «душевными нервами», дающими возможность слушать «шум и музыку в природе», был наделен пейзажист Федор Васильев. Это одно из лучших произведений художника. Скромный пейзаж изображен в сложнейшем состоянии погоды и освещения. Трепетности изображенной жизни отвечает свободная манера письма без точной обрисовки и детализации предметов. Воссозданный художником в небольшой картине деревенский вид живет по большим законам постоянного круговорота в природе, являя силу и энергию жизни.

Именно с изображением неба в его различных состояниях нередко будут связаны поиски и открытия русских пейзажистов второй половины XIX века. Они научатся «видеть» и, самое главное, изображать многообразие облаков и туч и восторгаться ими. Этюды Федора Васильева будто реконструируют циклический процесс формообразования «небесных странников». Первоначально появляется одно «Кучевое облако» (Ж-4106), затем мы уже видим «Небо с облаками» (Ж-6358), а вскоре рождаются «Тучи над холмами» (Ж-1281). Напряжение в небе особенно усиливается в произведении «Перед грозой» (Ж-4096). Картина «После дождя. Проселок» (Ж-4102) изображает убегающие вдаль тучи и освещенные солнечными лучами участки земли на дальнем плане. Современники заслуженно называли «гениального» Васильева художником, который открыл для русской живописи «живое небо».

Тщательная разработка колористического и световоздушного решения еле уловимого состояния природы стала характеризовать «пейзаж настроения». Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 8.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: