Формула весны
1928–1929
- Период Первая половина XX века
- КатегорияАбстракция
- Поделиться
Павел Филонов — выдающийся мастер русского авангарда, ставший одним из основоположников беспредметного искусства. Для картины "Формула весны" свойственно стремление к обобщенной пластической формуле, смысловой емкости и многоплановости символа. Организм произведения должен расти, как растет все живое в природе. Само понятие весны связано, прежде всего, с идеей роста, движения, пробуждения природы.
О цели работы художник пишет: "Самое важное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу". Старинное, запутанное понятие слова "творчество" я заменяю словом "сделаность". На практике оно означает, что художник должен отдать произведению максимум усилий и напряжения. Свои огромные хосты П.Филонов пишет тонкой кисточкой, начиная от одного края и постепенно доводя до противоположного края картины. Каждое прикосновение к холсту, каждая точка для него — это единица действия. И всегда эта единица действует одновременно и формой, и цветом.
Произведения, получившие название «Формула», впрямую связаны с утопической программой Филонова «Ввода в Мировый расцвет» человечества, осуществлению чего и должна помочь новая живопись.
Картину «Формула весны и действующие силы» художник строит, как природа творит из атомов и молекул более крупные образования. Главный принцип его аналитического искусства – организм картины должен расти, как растет все живое в природе. П.Филонов призывал своих учеников: "Упорно и точно рисуй каждый атом, упорно и точно вводи цвет в прорабатываемый атом, чтобы он въелся как тепло в тело или органически был связан с формой как в природе клетчатка цветка с цветком.
На огромном холсте великолепно передано состояние обновления мира. Чистым цветом, прорывами глубокой синевы, непрерывным движением микроструктур, прихотливым ритмом больших форм художник создает острое ощущение действующих сил весны. На поверхности холста как бы вибрирует, движется масса цветовых точек (по Филонову – единиц действия), которые воплощаются в органическую дышащую материю. Она полна внутреннего напряжения, подчинена власти строго развивающегося ритма и заключает в себе некое волшебное воздействие. Можно буквально проследить как двигалась рука мастера в союзе с мыслью и воображением от левого края холста, не заполняя, а наполняя его как некий живой организм, удовлетворяя его потребность в росте и развитии.
О, весна! без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Блоковское ликование созвучно живописной метафоре Филонова. Картина «Формула весны» подобна колористической симфонии, выражающей великую идею РЕВОЛЮЦИИ.