Коллекция онлайн

1886, с. Меленки Владимирской губ. – 1918, Москва

Кузница

1912


Пластически выразительная, построенная на обобщенных примитивизированных изобразительных формах, «Кузница» Розановой является одной из работ, в которой наиболее полно и ясно отразился опыт пройденной ею московской живописной школы. Стилистически картина близка произведениям А. А. Моргунова начала 1910-х годов, а в творчестве художницы представляет собой один из этапов фантастически быстрого освоения ступеней эволюции современной ей живописи. Уже через год ее умом целиком завладеют идеи футуризма, и она будет воспевать в манифесте «Союза молодежи» «абстрактное творчество» и «жажду вечного обновления». На фоне стремительной, короткой, исполненной духом эксперимента жизни в искусстве, в которой Ольга Розанова как будто торопилась «все успеть», «Кузница» парадоксально представляет собой то «знакомое и понятное», что вскоре художница начнет отрицать. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 294.

Картина «Кузница» принадлежит, безусловно, к числу наиболее удачных работ неопримитивистского периода творчества Розановой, художницы огромной одаренности, но очень неровного, стихийного темперамента. Однако в этой картине темперамент художницы находит адекватное выражение как в самом мотиве, так и в выразительных формах, используемых ею. Она создает композицию, каждая деталь которой буквально источает энергию, наполнена жизненной силой. В ритме упругих линий, в напряженных красочных сочетаниях, на которых строится все полотно, уже предвосхищен тот динамизм форм, который, по словам самой художницы, «нашел полное выражение в футуризме».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: