Коллекция онлайн

1871, Москва — 1954, Ленинград

Часовой

Модель статуи. 1932


Скульптура Шервуда «Часовой», созданная в период формирования и утверждения официального стиля соцреализма, стала своеобразной пластической метафорой духа революционной романтики. Вылепленная в реалистических, но достаточно обобщенных скульптурных формах, лишенная конкретной портретной характеристики, фигура воплощала собирательный образ солдата-героя революции, соответствующий канонам нового стиля. Наряду со скульптурной композицией Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» «Часовой» стал одним из самых популярных скульптурных символов сталинской эпохи. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 148; Для счастья народа. Каталог выставки Русского музея в Малаге. 2018. С. 50.

Судя по станковым композициям, на рубеже 1920–1930-х Шервуду было важно перейти от исторического портрета к композиции на актуальную политическую тему. Именно на этом поприще его ожидал успех, вписавший его в историю советского искусства не только как создателя первого советского памятника, но и как автора образцового скомпонованного портрета-типа. Шервуд получил заказ Реввоенсовета на исполнение композиции для выставки «XV лет РККА». После некоторых поисков подходящей темы скульптор выбрал «Часового» («на страже», «на посту»), который стал главным экспонатом выставки и был установлен перед входом на экспозицию в Москве. Изображение фигуры было напечатано на обложке каталога ленинградской выставки. Успех скульптуры обусловлен не только мастерским изображением воина на страже социалистической стройки, но и точным соответствием духу времени, когда СССР все более превращался в осажденную крепость, окруженную врагами. В этой композиции сказалось обращение Шервуда к конструктивистскому построению фигуры из геометрических форм. В то же время скульптор не отступал и от своих импрессионистических убеждений: работая в гипсе, Шервуд представлял свою работу в камне, поэтому набросал на поверхность «искрящиеся блестки», не только придавшие гипсу вид камня, но и передававшие впечатление морозной погоды. Не было забыто и увлечение передачей разных цветов при помощи разных материалов: винтовку Шервуд предполагал выполнить из стали, и только технические трудности помешали это сделать в экземпляре для выставки (в крупноформатном и в станковом варианте штык и приклад были выкрашены в черный цвет). Образ «Часового» использовался в массовой агитации. «Часовой» был признан «одним из первых произведений социалистического реализма в скульптуре», а его автор на 62-м году жизни стал живым классиком. Павел Бельский. Творчество Леонида Шервуда после октября 1917 года // Скульптор Леонид Шервуд… СПб. 2023. С. 17.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: