Коллекция онлайн

1864, Зарайск Рязанской губернии — 1927, Зарайск Рязанской губернии

Кочка

1904

  • Горельеф, бронза. 74 x 67 x 37
  • Ск-1647

  • Пост.: 1952 из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной, Москва


Самобытное и многогранное дарование Анны Голубкиной, напряженно искавшей на рубеже веков свой путь в искусстве, к концу 1900-х уже пользовалось признанием в среде серьезной художественной критики. Ее произведения всегда отличались глубиной восприятия натуры, поразительной цельностью создаваемого образа, в котором немаловажную роль играл и скульптурный материал, его фактура, своеобразие подхода к пластическим особенностям и возможностям материала. Для композиции «Кочка» Голубкиной позировали ее племянницы – Вера и Саша. В основу замысла была положена одна из рязанских легенд, повествующая о том, что души умерших, некрещеных людей бродят, бесприютные, в мире. Появление подобного рода работ было навеяно не только известными старинными сказаниями, но и яркими образными впечатлениями скульптора от русской природы.

Станковый рельеф, лишенный утилитарного смысла, начинает набирать силу в 1900-е годы. Свои первые воплощения он находит в портретных горельефах, таких как «Офелия» М. Л. Диллон (1901) или «Женская голова (Портрет неизвестной)» А. С. Голубкиной (1902–1903). Размещаемый в пространстве, он иногда напоминает трехмерную скульптуру, как «Кочка» А. С. Голубкиной (1904) — жанровая композиция, изображающая двух девочек — племянниц скульптора. Марина Стекольникова. Русский рельеф — век XX // Рельеф в России XVIII — начала XXI века из собрания Русского музея. СПб, 2013. С. 25.

А. С. Голубкина принесла в искусство эпохи модерна философскую глубину и обостренную эмоциональность собственного мироощущения. Среди наиболее выразительных произведений, которые можно причислить к разряду горельефов, — декоративная ваза «Туман», воплощенная и в бронзе, и в мраморе. <…> Интересен своей необычностью и горельеф «Кочка» (1904) с фигурками маленьких детей (племянниц скульптора), которые будто притаились и притихли, слушая страшную сказку. Елена Карпова. Рельеф в русской скульптуре: Страницы истории. XVIII — начало XX века // Рельеф в России XVIII — начала XXI века из собрания Русского музея. СПб, 2013. С. 15-16.

Мотивы кустиков, кочек, тумана, огня, земли, навеянные живописно-эмоциональным восприятием, претворялись в конкретные изображения, имеющие свою реальную плоть то в образе юноши, то женщины или ребенка. Например, для фигур детей группы «Кочка» позировали племянницы скульптора. В основу замысла композиции «Кочка» была положена тема одной из рязанских легенд о том, что души умерших некрещеных детей бесприютные бродят в мире. Появление подобного рода работ было определено не только известными Голубкиной старинными сказаниями, но и яркими, образными впечатлениями от природы. Не случайно большую часть времени она провела в Зарайске, черпая в природе запас новых сил, создавая самобытные народные образы. Бесспорно, являясь чутким художником своего времени, Голубкина улавливала и процессы развития современного ей искусства начала века. Это созвучно просматривается и в обращении к природе, к растительным мотивам, к сказочным образам. Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 59, 61.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: