Борцы
1949-1951
- Бронза. 31,7 x 20,3 x 36,3
- СО-121
- Период Первая половина XX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Образ атлета-победителя, воплощенный в знаменитых работах Мирона, Поликлета, Лисиппа и других античных мастеров, был принят за образец художниками на рубеже XIX–XX столетий, когда вновь, после длительного перерыва, были возобновлены Олимпийские игры и спорт стал важной частью повседневной жизни многих людей. Действительно, спорт дает импульс пластическому поиску: об этом свидетельствуют работы мастеров разных направлений. То же подтверждают и их высказывания, образная суть которых нередко под стать выразительности творений авторов. Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 13.
Курс на освоение классического наследия, который в 1930-е годы становится магистральным для всего советского искусства, особенно отчетливо проявился в скульптуре, где изображения античных атлетов воспринимаются как пластический идеал художественного воплощения образа современного спортсмена. Подтверждением этому служат работы, где в полной мере раскрыта совершенная красота обнаженного тела, передача которой являлась одной из важнейших задач для многих крупнейших скульпторов прошлых эпох: «Физкультурница после плавания» Абрама Браиловского (СО-151), «Серафим Знаменский (Чемпион по бегу)» (СО-769) Сарры Лебедевой, «Борцы» и «Метание копья» (СО-2053) Матвея Манизера, «Бег» (СО-2069), «Пловчиха» (СО-2070) и «Дискобол» (СО-2067) Александра Самохвалова. Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 15-16.
В 1940–1950-е годы физическая культура и спорт прочно вошли в быт людей, перестали восприниматься как примета нового уклада жизни. Послевоенный период был отмечен большими успехами советского спорта на международном уровне. В 1952 году спортсмены Советского Союза впервые стали не просто участниками, но и триумфаторами XV Олимпийских игр, которые проводились в Хельсинки (Финляндия). Значительные достижения в этой области по-прежнему вдохновляли художников на создание множества оригинальных произведений. Большое количество моделей было внедрено в массовое производство. Наталья Щетинина. Ода спорту // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 22.
Скульптура этих лет ярко демонстрирует следование античным образцам, питавшим советское искусство 1920–1930-х. «Борцы» и «Дискометатель» Матвея Манизера, «Метание копья», «Бег», «Пловчиха», «Дискобол» Александра Самохвалова ярко раскрывают стремление к идеалу атлетического обнаженного тела. Егор Могилевский. «Молодежь — на стадионы!» // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 7.