Портрет генерал-майора медицинской службы В. И. Шамова
1943
- Гипс тонированный. 56 x 56 x 36
- СО-632
Пост. в 1962 от В. А. Замкова
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Шамов Владимир Николаевич (1882–1962) — хирург, академик АМН СССР (1945). Лауреат Ленинской премии (1962, посмертно). Вера Мухина. СПб, 2009. С. 154.
В 1939—1958 гг. — заведующий кафедрой госпитальной хирургии Военно-медицинской академии, директор институтов нейрохирургии в Москве и Ленинграде, Ленинградского института переливания крови.
В годы Великой Отечественной войны — заместитель главного хирурга Советской Армии. В 1945 году был назначен главным хирургом при ставке Главного командования советских войск на Дальнем Востоке.
Стоял у истоков переливания крови в СССР. В 1919 году в клинике факультетской хирургии военно-медицинской академии В. Н. Шамов произвел первое переливание крови с учетом групповой принадлежности донора и реципиента. Один из основоположников трансплантологии в СССР. Автор трудов по нейрохирургии. Создатель научной школы военной нейрохирургии.
Мухина из тех, кто не пытался встроиться в новую систему координат зарождающегося соцреализма. Сохранив собственные художественные ориентиры, она стремилась не выжить, а повлиять, изменить, сформировать. Ее действенная натура не могла пассивно созерцать, отказаться от борьбы, смириться с ролью ведомого. Оттого в поэтике Мухиной 1930–1940-х годов отсутствуют лирические отступления, а сюжеты повествуют об одном — о человеке, но о человеке новой формации, о Герое, причем не только в военной, но и в мирной жизни. Во многом благодаря ее усилиям складывается особый жанр — героический портрет, надолго закрепившийся в советском искусстве различными модификациями, но в пределах стилистической инвариантности.
Ее герои, будь то конкретные персонажи или типологические образы, — это, прежде всего, те, кто целеустремленно созидает, страстно борется, вдохновенно покоряет природные стихии или вершины научной мысли. Наделенные таким грузом ответственности, они всегда сосредоточенны, эмоционально уравновешенны, героически мужественны, лишены мелочной житейской суетности, обыденности, камерности. Минуя богов, Мухина демиургическим жестом создает своих героев, свою систему ценностных ориентиров. Героизируя простого человека, она поднимает его над обыденностью мира и показывает, что в ситуации без бога человек сам является гарантом, эталоном и законодателем своих моральных ценностей. Герои Мухиной оказались под стать ей самой — натуре деятельной, обладающей необычайной силой, поразительной творческой энергией и темпераментом, исключительной работоспособностью. Елена Василевская. Минуя богов // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 7.