Летчик
Эскиз памятника «Героической авиации». 1944
- Гипс тонированный. 23 x 16 x 8
- СО-660
Пост. в 1962 от В. А. Замкова
- Период Первая половина XX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Изобретение аэроплана — первое чудо технического прогресса, открывшее ХХ век, — взбудоражило не только ученые умы и простого обывателя. «Авиационная лихорадка» поразила все виды и сферы культурной деятельности — от живописи и скульптуры, монументальной мозаики и плаката, фотомонтажа и промграфики до литературы и кинематографа, став метафорой нового мышления и новой телесности. Тема полета, летательного ли аппарата или человеческого тела, с завораживающей изобретательностью интерпретируется художниками разных стилевых направлений и художественных пристрастий — от М. Шагала, Эль Лисицкого, В. Степановой до А. Дейнеки и С. Адливанкина, воплощаясь в многообразных формах — от «летающих городов» Г. Крутикова и А. Родченко до фильмов Ю. Тарича «Крылья холопа» (1926), Ю. Райзмана «Летчики» (1935) и поэзии Д. Хармса «Авиация превращений».
Эта тема пронзает и все творчество Мухиной, подпитываясь не только злободневностью, но и свойствами творческого темперамента скульптора, ее пониманием пластической формы, наполненной бурной динамикой движения.
В проекте памятника «Героической авиации» эта тема раскрывается в предельно символической форме. «Памятник увековечения подвигов советской авиации дан в виде стремительного обелиска из белого камня с золотыми или стальными крыльями»*. Концептуальная идея «окрылить» память как категорию надбытийную, из высших сфер человеческого сознания, бесспорно, является одним из самых радикальных жестов скульптора. Елена Василевская. Минуя богов // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 8-9.
* Мухина В. И. Памятник победоносной авиации // Мухина. Литературно-критическое наследие. С. 114.
Показать полный текстВслед за ДЕТАЛЯМИ Мухина вводит в свои скульптуры ЗНАКИ — предметы, тоже соответствующие теме, но не обязательно скрупулезно воспроизводящие реальность. Это обобщенные образные штрихи, отражающие концепцию произведения. Целью введения знаков, в отличие от деталей, является не отсылка к конкретике, а концентрация смыслового выражения, передача основной идеи в максимально сжатой форме. <...>
Роль знака может играть практически любой предмет, отвечающий идее произведения, но не решающий задач бытописательского толка. В 1938 году Мухиной были выполнены два варианта памятника челюскинцам, от которых сохранились только скульптуры. Одна из них представляет фигуру летчика (ГТГ) в комбинезоне и пилотке (детали, благодаря своей внешней трактовке, недвусмысленно указывающие на эпоху). Он держит перед собой трехлопастной пропеллер. Именно этот пропеллер и является знаком в прямом смысле. Трехлопастными пропеллерами в те годы были оснащены некоторые виды самолетов, чаще истребителей, американского и западноевропейского производства. Спасением челюскинцев в 1934 году занимались семь советских летчиков: А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнев, М. В. Водопьянов и И. В. Доронин, управлявшие самолетами «АНТ-4», пропеллеры которых имели по две лопасти. Но при создании работы, имеющей символическое значение, такие технические подробности в конечном счете не очень существенны. Данная деталь самолета, помимо смысловой, выполняет и композиционную функцию, как шарф в группе «Рабочий и колхозница». Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 13.
В творчестве Мухиной символами чаще всего оказываются отмечены проекты памятников и монументально-декоративных скульптур на масштабные темы революции, труда и героизма советских людей. При этом значение таких элементов всегда недвусмысленно. <...> Разницу между фигурами летчиков, которые сами являются символами в проектах памятника челюскинцам (ГТГ) и монумента «Героической авиации» (1944, ГРМ), составляет только одежда — летний и зимний варианты летной формы. Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 14.