Новости и события

24 декабря 2023

К 160-летию создания Петербургской Артели художников и "бунта 14-ти"

В декабре 1863 года в Санкт-Петербурге, после произошедшего месяцем ранее в Академии художеств «бунта 14-ти», была создана первая в истории русского изобразительного искусства самостоятельная творческая организация ‒ Петербургская Артель художников. К этой юбилейной дате Русский музей значительно пополнил коллекцию цифровых ресурсов об искусстве 60-х годов XIX века.

На портале «Виртуальный Русский музей» опубликована онлайн-коллекция цифровых копий произведений 1860-х годов, которая дает представление об этом важном этапе в истории развития русского искусства, а также о жизни России в период отмены крепостного права.

В основу опубликованных ресурсов легли материалы каталога выставки «Святые шестидесятые», которая демонстрировалась в залах Русского музея в 20022003 годах. Изображения дополнены аннотациями Владимира Леняшина и Ирины Шуваловой, заведующего отделом и ведущего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX — начала XXI веков Русского музея в тот период, подготовленными по материалам каталога.

 

Около 200 высокоточных копий произведений искусства 1860-х годов собраны в онлайн-альбоме «Святые шестидесятые» в разделе «Альбомы». Для тех, кто хочет познакомиться с биографиями «артельщиков» и других художников, работавших в этот период, и узнать подробнее о самих произведениях, Русский музей предлагает изучить подборку «искусство 1860-х» в разделе «Коллекция», в состав которой вошло более 250 экспонатов. Часть произведений этого периода (правда, совсем незначительную) можно увидеть в постоянной экспозиции музея в зале 19 Михайловского дворца или в виртуальном туре по музею. Более полное представление о выставке 2002 года дает видеофильм «Святые шестидесятые» директора (ныне президента) Русского музея Владимира Гусева из цикла «Век Русского музея», опубликованный на Медиапортале Русского музея.

Материалы сопровождает публикация «Хроники художественной жизни 1860--х годов», подготовленная И.Н.Шуваловой (1929--2007) для каталога «Святые шестидесятые». Она объединила подробный перечень важнейших событий культурной жизни России, включая выход в свет новых литературных произведений (романов Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, А.Ф.Писемского и др.), театральные премьеры, открытие художественных выставок, создание наиболее значительных произведений изобразительного искусства, организацию художественных объединений, крупнейшие политические события, а также публикацию критических статей и обзоров выставок (в том числе В.В.Стасова, который еще в конце 1850-х годов в статье в защиту реализма в изобразительном искусстве выдвинул тезис о важности бытового жанра, отражающего «явления современности»). Снабженная гиперссылками на материалы онлайн-коллекции Русского музея и Третьяковской галереи, где хранятся самые значительные произведения этого периода, хроника позволяет лучше понять сложные процессы, происходившие в этот период, как в изобразительном искусстве, так и в целом в Российской империи.

Новые цифровые материалы Русского музея представляют историю формирования и первых блестящих успехов критического реализма в необычайно интересную, сложную и богатую эпоху, отмеченную великими достижениями в отечественной литературе, музыке и театре.

***

Предпосылкой создания Петербургской Артели художников стало важное событие, произошедшее 9 ноября 1863 года и вошедшее в историю русского искусства под названием «бунта 14-ти». Выпускники Академии художеств, конкуренты на первую золотую медаль, отказались писать картину на предложенный им сюжет из скандинавской мифологии, требуя свободного выбора тем и сюжетов, и демонстративно вышли из Академии, получив отказ. Лишившись всех привилегий (мастерских, заграничных поездок, званий, заказов), участники «бунта» объединились в своеобразную трудовую коммуну, сняли большую квартиру, где кроме жилых комнат было три мастерских, и стали совместно жить и работать. Старшиной Артели был избран И. Н. Крамской. В Артель художников вошли также живописцы Б. Б. Вениг, А. К. Григорьев, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, Ф. С. Журавлев, А. И. Корзухин, К. В. Лемох, А. Д. Литовченко, К. Е. Маковский, А. И. Морозов, М. И. Песков, Н. П. Петров, Н. С. Шустов и скульптор В. П. Крейтан.

Артельщики принимали художественные заказы, давали частные уроки рисования, живописи и скульптуры, и главное создавали произведения на темы о современной им России: о жизни крестьян и городских обывателей, о детях-сиротах и непростой женской доле, писали портреты современников, пейзажи родной природы. На «четвергах», проводимых Артелью, помимо занятий рисованием, горячо обсуждались актуальные вопросы художественной жизни. «Четверги» сыграли важную роль в формирования взглядов молодых художников, студентов Академии, которые посещали эти вечера, в том числе И.Е.Репина.

В 1865 году в Нижнем Новгороде при участии членов Артели была организована первая художественная неакадемическая выставка, ставшая провозвестницей будущих выставок Товарищества передвижников. В 1869 Артель подготовила к изданию первый в России иллюстрированный каталог «Художественный автограф».

Среди опубликованных произведений можно увидеть картины Ф.А.Васильева, В.В.Верещагина, В.Г.Перова, И.М.Прянишникова, Л.И.Соломаткина, П.П.Чистякова, В.Г.Шварца, И.И.Шишкина, В.И.Якоби и других, менее известных художников, начало творческого пути которых также пришлось на этот период. В их творчестве ярко проявился интерес к бытовому жанру, к сюжетам из отечественной истории, к родной природе. Существенный вклад в искусство 1860-х годов внесла портретная живопись. По-новому стали трактоваться и евангельские сюжеты. В 1863 году Н. Н. Ге привозит из Флоренции картину «Тайная вечеря», восторженно принятую современниками.

Эти годы были отмечены большим вниманием к гравюре. Печатаются альбомы с литографиями на темы из русской жизни, создаются иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, Н.А.Некрасова. В произведениях 1860-х годов отмечается искренний интерес к жизни простых людей, к судьбам «униженных и оскорбленных», отзывчивость к наболевшим вопросам социального бытия. Пронизанные сочувствием, состраданием, мягким юмором, а иногда и острой сатирой, они запечатлели «то, чем жила Россия, чем страдала или чему радовалась в то время», помогают лучше понять особенности русской души.

Петербургская артель художников просуществовала до 1870 года, а затем часть ее членов вошла в Товарищество передвижных художественных выставок. Судьба участников «бунта» сложилась по-разному, но их смелый и решительный шаг желание создавать произведения на темы о современных им явлениях жизни, навсегда вошел в историю русского искусства.

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: