Расширенный поиск по коллекциям
Да будет мерой чести Ленинград!
Выставка подготовлена к 80-летию снятия блокады Ленинграда и объединяет около 400 произведений из коллекции Русского музея, созданных художниками, работавшими в блокадном городе, а также архивные фотографии о жизни музея в период Великой Отечественной войны. Тематические разделы выставки и сортировка по авторам и хронологии создания произведений помогают увидеть весь объем художественного наследия блокадных лет, которое бережно хранится все эти годы в стенах Русского музея.
Огромную роль во время Великой Отечественной войны в поднятии боевого духа солдат и всего народа сыграл плакат. С самого начала войны часть ленинградских художников подключилась к агитационно-массовой работе, создавая выразительные плакаты. Среди них – члены творческого объединения «Боевой карандаш» И.С.Астапов, В.И.Курдов, Н.Е.Муратов, Н.А.Тырса и многие другие.
Оставшиеся в блокадном Ленинграде живописцы и графики, несмотря на артобстрелы, бомбежки, голод, холод и тяжелейшие условия жизни, запечатлевали в небольших живописных холстах, а чаще в графических листах военные будни любимого города, подвергавшиеся разрушениям архитектурные памятники и самоотверженную борьбу мужественных жителей города-фронта. Среди художников, имена которых навсегда вошли в историю ленинградского искусства ‒ Д.П.Бучкин .Е.Д.Белуха, Г.С.Верейский, В.А.Власов, Л.И.Гагарина, Н.И.Дормидонтов, В.В.Зенькович, А.А.Казанцев, П.М.Кондратьев, В.М.Конашевич, В.Н.Кучумов, Е.О.Марттила, Я.С.Николаев, А.П.Остроумова-Лебедева, А.Ф.Пахомов, В.В.Пакулин, Ю.Н.Петров, М.Г.Платунов, братья В.Н.Прошкин и А.Н.Прошкин, А.И.Русаков, Н.Х.Рутковский, И.А.Серебряный, Вл.А.Серов, Г.Н. Траугот, Г.П.Фитингоф, П.А.Шиллинговский, С.Б.Юдовин.
Из блокадного города многие художники выезжали на фронт, в партизанские отряды, на Ладогу, запечатлели ледовую трассу «Дороги Жизни», делали портреты защитников города, летчиков и моряков Балтийского флота. В небольших скульптурных композициях сохранили для нас образы защитников города и его жителей А.В.Андреева-Петошина, В.В. Гущина-Филимонова, В.В.Исаева, В.В.Лишев, В.Б.Пинчук. Одно из ключевых событий ‒ прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года ‒ запечатлели на своей картине «Прорыв блокады» И.А.Серебряный, Вл.А.Серов и А.А.Казанцев, которые написали ее за месяц и показали уже 23 февраля 1943 года на выставке к 25-й годовщине Красной Армии.
Выставка дополнена материалами из фотоархива Русского музея, повествующими о жизни музея в годы Великой Отечественной войны. Опубликован список художников, погибших в Ленинграде в годы блокады.
Послевоенное поколение художников также обращалось в своем творчестве к теме блокады. Среди наиболее значительных произведений ‒ картины Б.С.Угарова, А.А.Мыльникова, А.Н.Блиока, скульптурные эскизы к памятнику на Площади Победы М.К.Аникушина, модель памятника «Дорога жизни» К.М.Симуна.
Ленинград. 18 января. Прорыв блокады
- 2015
- Холст, масло. 200 x 250
- Государственный Русский музей
- ЖС-2649
7-я Ленинградская (Дмитрий Шостакович)
- 1989
- Медь, выколотка, патинирование. 63 x 81 x 37
- Государственный Русский музей
- СО-2696
Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906–1975), один из величайших композиторов XX столетия, первые месяцы Великой Отечественной войны находился в Ленинграде (в октябре 1941 он был эвакуирован в Куйбышев), где начал сочинять свою знаменитую Седьмую (Ленинградскую) симфонию. На ее партитуре он написал: «Посвящается городу Ленинграду». Средствами музыки Шостакович дал яркий, выразительный образ борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. 9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Это стало значительным событием для жителей и защитников города, которым музыка помогала выстоять в тяжелых условиях блокады.
Агаян, опираясь на известные фотографии Шостаковича того времени, изобразил его во время работы над симфонией. Скульптор создал не только запоминающийся образ выдающегося композитора, но и отразил важное событие в истории духовной жизни города и страны. (П. К., Е. Н.)
Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С.469.
Блокада. Ленинград. Мать и дитя
- 1989
- Бронза, дерево.
- Государственный Русский музей
- СО-3271
Михаил Владимирович Переяславец (1949‒2020) ‒ известный московский скульптор, продолжатель художественной династии Переяславцев. Произведение мастера «Блокада. Ленинград. Мать и дитя» (1989, бронза, дерево) напоминает о трагической истории Ленинграда-Петербурга. Переяславец выполнил свою скульптуру с предельным реализмом ‒ со страшной достоверностью изображена мертвая мать, обернутая простыней и перевязанная веревкой, с босыми ногами и руками, скованными в предсмертном жесте и стоящий перед ней, смотрящий на неё закутанный маленький ребенок. Скульптура производит мощное впечатление на людей другого поколения, не знавших войны, испытаний и страданий. Эмоциональность, вложенная автором в художественный образ, является характерной особенностью произведений Переяславца, особенно касающихся темы войны.
На перекрестке
- Из серии «Ленинградцы. 1941-1942 гг»
- 1989
- Бумага, гравюра на картоне. И.: 40,2 х 53,6. Л.: 46,5 х 59,6;
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-19066
В фондах Русского музея хранится около 40 графических произведений Елены Оскаровны Марттилы (1923 г.р.), а в Отделе рукописей – ее дневник, написанный в блокадные дни в Ленинграде. Юная Лена оказалась талантливым бытописателем и, несмотря на всю молодость, мудрым, наблюдательным, сильным человеком. Она навсегда запомнила слова директора художественного училища на Таврической (единственное художественное учебное заведение, работающее в годы блокады в Ленинграде) Яна Константиновича Шабловского: «Смотрите, запоминайте, вы – художники. Вам потом рассказывать об этом людям». И в ответ на это в ее дневнике появляется запись: «Вдруг и верно придется. У меня нет чувства гибели и города, и меня. Я… верю в победу в жизни…».
Рисунки, сделанные карандашом Еленой Марттилой на блокнотной бумаге, как пунктир ведут к произведениям, созданным позднее уже зрелым художником. Они, конечно, отличаются мастерством и владением графическим материалом, передают чувства и переживания взрослого человека. Но в эстампах и рисунках карандашом и углем – во всех листах присутствуют мотивы, герои, властно требовавшие рассказать о себе юную художницу блокадных лет. Именно они являются теперь свидетельством того грозного времени и характеризуют человека, который по-прежнему остается для нас примером настоящего служения искусству, людям, Родине.
По материалам: Наталья Козырева. Художник Елена Марттила и ее блокадные дневники // Ленинградский художник Елена Марттила. СПб, 2005. с. 18.
Зима 1942-го
- 1988
- Холст, масло. 70 x 60 (в раме)
- Государственный Русский музей
- ЖС-539
Блокада. 1941
- 1985
- Бронза. 130 x 30 x 25
- Государственный Русский музей
- СО-1696
Защитники Ленинграда
- 1980
- Гранит. 111 x 96 x 40
- Государственный Русский музей
- СО-1385
Военная тема, блокада занимает важное место в творчестве Игнатьева. В 1966 году он участвует в конкурсе на памятник для площади Победы в Ленинграде (архитектор В. С. Маслов). Замысел скульптора отличался простотой: фигуры стоящих стеной бойцов должны были словно возникать из земли. Монолитность группы, обобщенность пластической формы, ясность образа характерны для бронзовой модели. Екатерина Евсеева // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 415.
Ленинград. 1941 год
- 1974
- Холст, масло. 100 x 135
- Государственный Русский музей
- Ж-10722
Холод Блокады
- 1974
- Бронза, камень, литье. 15 х 25 х 13
- Белгородский государственный художественный музей
- С-5
Небольшая скульптурная композиция, решенная обобщенными формами, отражает боль жителей блокадного Ленинграда, переживших нечеловеческие испытания голодом и холодом.
Блюдо "Блокада снята"
- 1973
- Фаянс, роспись подглазурная, полива. 5,6 х 37,5 х 38
- Тверская областная картинная галерея
- КП-3847. Д-1166
Конаковский фаянсовый завод им. М.И.Калинина
На дне синяя подглазурная метка (авторская монограмма: "НК 73")
На дне надпись: "Блокада"; рядом надпись синими чернилами, покрытая лаком: "снята"
Литейщицы
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово. 22 x 23 x 9
- Государственный Русский музей
- СО-1574
Моряки
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово патинированное. 23,5 x 27 x 13,5
- Государственный Русский музей
- СО-1571
На оборонных работах
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово, патинирование. 22 x 20 x 6,5
- Государственный Русский музей
- СО-1572
На окопах
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово патинированное. 23 x 16 x 6
- Государственный Русский музей
- СО-1573
Проводы
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово патинированное. 24,5 x 10,5 x 8,5
- Государственный Русский музей
- СО-1575
8 августа 1943 г. (Воскресенье)
- 1967
- Бумага, офорт. И.:47,9 х 58,6. Д.:49 х 59,5. Л.:62,5 х 74,3
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-15203
Зима 1941-42 гг
- 1967
- Гранит. 70 x 55 x 60
- Государственный Русский музей
- СО-834
В 1944 году
- 1966
- Бумага, офорт. 64,4 х 78,5; 48,5 х 58,5
- Новокузнецкий художественный музей
- Г-1116
Юрий Михайлович Непринцев был художником-фронтовиком, видевшим как после снятия блокады в опустошенный, разрушенный Ленинград возвращаются его жители, и город оживает. Тема возрождения мирной жизни нашла отражение в работе Юрия Непринцева «Весна 1943 года» из серии офортов "Ленинградцы" (1960–1967).
Модель памятника «Дорога жизни»
- 1966
- Бронза. 24 x 68 x 9
- Государственный Русский музей
- СО-1229
Февраль 1942
- 1964
- Бумага, офорт. И.:64,4 х 48,5. Д.:64,4 х 49,3. Л.:90,9 х 62
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-15202
Анушина Антонина Ивановна
1904, Санкт-Петербург – 1973, ЛенинградХудожник театра, график, живописец. В 1923–1925 училась в Художественно–ремесленных мастерских (ХРМ – ПХПТ); 1925–1930 – в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН. Пг–Л). С 1925 член СОРАБИС. С 1930 член Горкома ИЗО. С 1940 член СХ СССР.
Астапов Иван Степанович
1905, село Романовка Самарской губернии – 1982, ЛенинградГрафик, живописец, иллюстратор. Учился в Самарском художественном техникуме (с 1918), в студии Д.Н.Кардовского (1923–1929). Участник выставок с 1929. Заслуженный деятель искусств РСФСР. В годы войны находился в Ленинграде. Один из организаторов и ведущих художников "Боевого карандаша". Исполнил серию рисунков о Ленинградском фронте и ряд плакатов. Автор серии литографий, посвященных блокадному Ленинграду. Весной и летом 1942 выезжал для зарисовок на Волховский фронт.
Петров Юрий (Георгий) Николаевич
1904, Тбилиси — 9 июня 1944, Ленинградский фронтСоветский художник-живописец, график, иллюстратор.
Родился 16 августа 1904 года в Тбилиси, в семье художников: отец — Николай Филиппович Петров (1872—1941) — живописец и педагог, был преподавателем в Пензенском художественном училище, в Академии художеств в Санкт-Петербурге; мать — Александра Ивановна Тхоржевская-Петрова (род. 10 января 1876 года) — живописец, график. Жил и работал в Ленинграде. В 1925—1930 годах учился на живописном факультете Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН), присвоено звание художника-живописца. После окончания института в 1930 году работал в журнальной и книжной графике. С 1935 года был руководителем художественной редакции издательства «Детская литература», а также иллюстрировал произведения русских и зарубежных писателей: М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, У. Теккерея, Дж. Лондона и др. В 1930—1940 годах занимался эстампом, в 1941—1943 годах создавал сатирические плакаты, работал в коллективе ленинградских художников и поэтов «Боевой карандаш». Участник гражданской войны в Испании. Погиб на Ленинградском фронте.
Белкин Вениамин Павлович
1884, Верхотурье, Екатеринбургская губ. – 1951, ЛенинградЖивописец, график, художник книги. Автор пейзажей, портретов. Учился в Томском технологическом институте (1902), школе-студии А.П. Большакова в Москве (1904–1905) у М.М. Шестёркина, В.Э. Борисова-Мусатова, в Париже в частной академии (1907–1909) у Ж.-О. Девальера, Ш. Герена, Ш. Коттэ, М. Детома. Участник выставок с 1906 (Петербург). Член объединений и экспонент выставок: Общества им. Леонардо да Винчи (1906), Кружка русских художников в Париже «Монпарнас» (1907–1909), «Союз молодежи», «Мир искусства» (1909), «Община художников» (1921–1928), «Шестнадцать» (1922–1928), «Общество живописцев» (1928–1930). Член СХ с 1932. Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине в Петрограде (1921–1923), в Ленинградском архитектурном техникуме (1924–1927), ИЖСА ВАХ в Ленинграде (1928–1946). Совершил творческую поездку в Крым в 1939.
Билибин Иван Яковлевич
1876, поселок Тарховка близ Санкт-Петербурга — 1942, ЛенинградГрафик, художник театра. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1896–1900). Учился в РШ ОПХ (1895–1898), в школе А. Ашбе (1898) в Мюнхене, школе М. К. Тенишевой
(1898–1900) у И. Е. Репина, во ВХУ при ИАХ (1900–1904). Участник выставок с 1900. Член-учредитель объединения „Мир искусства“ (1900–1917). Участник выставок „Мир искусства“, СРХ и других (с 1900). Рисовал для журналов „Мир искусства“,„Адская почта“, „Жупел“,„Золотое руно“ и других. С 1907 работал для театра. Иллюстрировал и оформлял детские книги для издательств Петербурга: былины, народные сказки, сказки А. С. Пушкина (1900-е). Создатель глубоко своеобразного стиля книжного оформления, основой которого являются мотивы русского народного и средневекового искусства.
Совершил поездки в Швейцарию и Италию (1898), Вологодскую, Архангельскую (1902, 1903) и Олонецкую (1904) губернии, в Англию и Ирландию (1908), в Крым, в Палестину и Сирию (1924) и другие. После революции и до возвращения на родину жил в Каире, Александрии, Париже (1920–1936). Вслед за Е. Д. Поленовой стал создателем новой школы книжной графики, превратившей иллюстрированную книгу в произведение искусства. Преподавал в РШ ИОПХ (1907–1917), в Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1936-1942). В 1930-е иллюстрировал сказки А. С. Пушкина для Гослитиздата.
Отказавшись эвакуироваться ("Из осажденной крепости не бегут, а обороняются"), умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года.
Бучкин Дмитрий Петрович
1927, ЛенинградЖивописец, график. Мастер тематической картины и натюрморта, портретист, пейзажист. Сын известного художника и педагога Петра Дмитриевича Бучкина. До войны учился в ЛСХШ. Пережив блокаду с семьей, переехал на родину отца в Углич, где закончил школу. На фронт попал с последним призывом, весной 1945. В 1946-1952 учился в ЛВХПУ у А.М. Любимова, И.П. Степашкина, Р.Р. Френца. Участник выставок с 1953. С 1960 работал в промышленной графике. В 1989-1992 его работы были представлены на выставках "Ленинградская школа живописи" во Франции.
Бучкин Петр Дмитриевич
1886, деревня Софроново Тверской губернии –1965, ЛенинградЖивописец, график, педагог; автор исторических и жанровых картин, портретов, пейзажей. В 1899–1904 учился в ЦУТР, в 1904–1912 в ВХУ при ИАХ в Петербурге. Участник выставок с 1907. Член СХ с 1932. Преподавал в ИЖСА (1936–1940); в ЛВХПУ (1947–1965). С 1953 профессор.
Быльев-Протопопов Николай Михайлович
1907, Севастополь – 1986, Санкт-ПетербургГрафик, архитектор, писатель. Учился в ХУ Петросовета (1922–1924) и на архитектурном факультете при Гипроцементе (окончил в 1932) в Ленинграде. Участник выставок с 1925. Член СХ СССР. В годы Великой Отечественной войны находился в осажденном Ленинграде. Участник выпуска плакатов „Боевой карандаш“. В 1942 выезжал на партизанские базы Ленинградской области, где выполнил многочисленные зарисовки.
Верейский Георгий Семенович
1886, Проскуров Подольской губернии – 1962, ЛенинградГрафик, живописец; портретист, пейзажист. Учился на юридическом факультете в Харьковском университете (1904), в Санкт–Петербургском университете (1912); в студии Е.Е.Шрейдера в Харькове (1901–1905); в Новой художественной мастерской (1913–1916) у М.В.Добужинского, Б.М.Кустодиева, Е.Е.Лансере. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Действительный член АХ СССР (1949). В 1941 в Ленинграде участвовал в выпусках плакатов "Боевого карандаша", в 1942 создал серию портретов моряков Балтийского флота – Героев Советского Союза, рисовал на кораблях; за серию портретов деятелей советской культуры и науки (1944–1945) был удостоен Сталинской премии 2–й степени.
Курдов Валентин Иванович
1905, с. Завод Михайловский, Пермская губ. – 1989, ЛенинградЖивописец, график; рисовальщик, акварелист, иллюстратор. Учился в Пермских ГСХМ (1921), на ювелирном отделении Свердловского ХПИ (1922–1923), в Ленинграде во ВХУТЕИН (1923–1926) у А.Е. Карева, М.В. Матюшина, в ГИНХУК (1926–1927) у К.С. Малевича. Работал под руководством В.В. Лебедева в Детском отделении Госиздата (с 1926). Участник выставок с 1932. Один из организаторов выпуска плакатов "Боевой карандаш“ в Ленинграде (с 1939). В годы Великой Отечественной войны оставался в осажденном городе, выезжал на Волховский фронт, в партизанские отряды. Народный художник РСФСР (1976), лауреат Государственной премии имени И.Е. Репина (1982). Жил и работал в Ленинграде.
Муратов Николай Евгеньевич
1908, станица Шадарон, Забайкальская обл. - 1992, Санкт-ПетербургРодился 4 декабря 1908 года в станице Шадарон Забайкальской области.
Окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум. С 1930-х годов работал как художник-карикатурист, активно сотрудничал с газетами и журналами «Резец», «Юный пролетарий», «Чиж», «Пушка», «Бегемот», «Смена», «Литературный Ленинград», «Ленинские искры». Занимался оформлением детских книг. В 1939 году становится основателем и одним из авторов творческого объединения ленинградских художников «Боевой карандаш». С первых дней Великой Отечественной войны работал над созданием политических плакатов. Участвовал в противовоздушной обороне - регулярно нёс службу на крыше выставочного зала ЛОСХа, тушил зажигательные бомбы.
Гальба Владимир Александрович
Ец Иосиф Михайлович (Мовшевич, Моисеевич)
1907, Нижний Новгород - 25 сентября 1941, район Петергофа, ЛенинградРодился в 1907 году в Нижнем Новгороде. В 1929 окончил графический факультет Ленинградского художественного педагогического техникума (ныне — Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха). С 1931 работал иллюстратором в журналах «Рабочий и театр», «Ленинград», «Юный пролетарий», иллюстрировал также ряд детских книг для издательства детской литературы «Детгиз». Являлся активным членом творческого объединения Ленинградских художников «Боевой карандаш», рисовал политические плакаты. Летом 1941 был призван на службу в Военно-морской флот СССР. Командовал 3-м батальоном 1-й особой бригады морской пехоты. 25 сентября 1941 года пропал без вести во время боёв под Ленинградом (в районе Петергофа).
Ленинград. 18 января. Прорыв блокады
- 2015
- Холст, масло. 200 x 250
- Государственный Русский музей
- ЖС-2649
7-я Ленинградская (Дмитрий Шостакович)
- 1989
- Медь, выколотка, патинирование. 63 x 81 x 37
- Государственный Русский музей
- СО-2696
Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906–1975), один из величайших композиторов XX столетия, первые месяцы Великой Отечественной войны находился в Ленинграде (в октябре 1941 он был эвакуирован в Куйбышев), где начал сочинять свою знаменитую Седьмую (Ленинградскую) симфонию. На ее партитуре он написал: «Посвящается городу Ленинграду». Средствами музыки Шостакович дал яркий, выразительный образ борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. 9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Это стало значительным событием для жителей и защитников города, которым музыка помогала выстоять в тяжелых условиях блокады.
Агаян, опираясь на известные фотографии Шостаковича того времени, изобразил его во время работы над симфонией. Скульптор создал не только запоминающийся образ выдающегося композитора, но и отразил важное событие в истории духовной жизни города и страны. (П. К., Е. Н.)
Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С.469.
Блокада. Ленинград. Мать и дитя
- 1989
- Бронза, дерево.
- Государственный Русский музей
- СО-3271
Михаил Владимирович Переяславец (1949‒2020) ‒ известный московский скульптор, продолжатель художественной династии Переяславцев. Произведение мастера «Блокада. Ленинград. Мать и дитя» (1989, бронза, дерево) напоминает о трагической истории Ленинграда-Петербурга. Переяславец выполнил свою скульптуру с предельным реализмом ‒ со страшной достоверностью изображена мертвая мать, обернутая простыней и перевязанная веревкой, с босыми ногами и руками, скованными в предсмертном жесте и стоящий перед ней, смотрящий на неё закутанный маленький ребенок. Скульптура производит мощное впечатление на людей другого поколения, не знавших войны, испытаний и страданий. Эмоциональность, вложенная автором в художественный образ, является характерной особенностью произведений Переяславца, особенно касающихся темы войны.
Блокада. 1941
- 1985
- Бронза. 130 x 30 x 25
- Государственный Русский музей
- СО-1696
Защитники Ленинграда
- 1980
- Гранит. 111 x 96 x 40
- Государственный Русский музей
- СО-1385
Военная тема, блокада занимает важное место в творчестве Игнатьева. В 1966 году он участвует в конкурсе на памятник для площади Победы в Ленинграде (архитектор В. С. Маслов). Замысел скульптора отличался простотой: фигуры стоящих стеной бойцов должны были словно возникать из земли. Монолитность группы, обобщенность пластической формы, ясность образа характерны для бронзовой модели. Екатерина Евсеева // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 415.
Блюдо "Блокада снята"
- 1973
- Фаянс, роспись подглазурная, полива. 5,6 х 37,5 х 38
- Тверская областная картинная галерея
- КП-3847. Д-1166
Конаковский фаянсовый завод им. М.И.Калинина
На дне синяя подглазурная метка (авторская монограмма: "НК 73")
На дне надпись: "Блокада"; рядом надпись синими чернилами, покрытая лаком: "снята"
Литейщицы
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово. 22 x 23 x 9
- Государственный Русский музей
- СО-1574
Моряки
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово патинированное. 23,5 x 27 x 13,5
- Государственный Русский музей
- СО-1571
На оборонных работах
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово, патинирование. 22 x 20 x 6,5
- Государственный Русский музей
- СО-1572
На окопах
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово патинированное. 23 x 16 x 6
- Государственный Русский музей
- СО-1573
Проводы
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово патинированное. 24,5 x 10,5 x 8,5
- Государственный Русский музей
- СО-1575
8 августа 1943 г. (Воскресенье)
- 1967
- Бумага, офорт. И.:47,9 х 58,6. Д.:49 х 59,5. Л.:62,5 х 74,3
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-15203
Зима 1941-42 гг
- 1967
- Гранит. 70 x 55 x 60
- Государственный Русский музей
- СО-834
Февраль 1942
- 1964
- Бумага, офорт. И.:64,4 х 48,5. Д.:64,4 х 49,3. Л.:90,9 х 62
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-15202
Ленинградки
- 1963
- Известняк. 58,5 x 34,5 x 29
- Государственный Русский музей
- СО-958
Март 1942
- 1962
- Бумага, офорт. И.:47,4 х 58,2. Д.:48,8 х 59,2. Л.:61,7 х 88,8
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-15201
Декабрь 1941
- 1961
- Бумага, офорт. И.:58,8 х 48,8. Д.:58,8 х 48,8. Л.:89 х 65,5
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-9485
Ленинградка (В сорок первом)
- 1961
- Холст, масло. 145 x 235
- Государственный Русский музей
- Ж-11607
Борис Сергеевич Угаров ‒ известный советский живописец, народный художник СССР, кандидат искусствоведения, педагог, профессор. Уроженец Ленинграда, Борис Угаров во время войны добровольцем уходит в Народное ополчение. Он провёл всю войну артиллеристом-наводчиком на Ленинградском и Волховском фронтах, в Карелии и на Дальнем Востоке.
Память о Блокаде Ленинграда — рана, которая никогда не заживет. Осознать, понять, прожить и дать оценку страшным 872 дням войны в осажденном городе через искусство пытаются художники вот уже более семидесяти лет. В блокадном Ленинграде подвиг и трагедия простых людей достигли абсолюта. Борис Угаров, служивший под Ленинградом еще во время войны, почувствовал необходимость художественно осмыслить трагичную судьбу города-героя. В 1945 году он запишет в дневнике: «Очень волнует тема Ленинграда в блокаде. Мне хочется передать хоть частичку тех чувств и переживаний, которые владели ленинградцами в те времена… Мороз, при котором трудно дышится, стоит над Ленинградом. Набережная Невы. Одинокие человеческие фигурки передвигаются по глубокому снегу…».
Спустя шестнадцать лет Угаров создает образ волевой ленинградки в знаменитой картине «Ленинградка (В сорок первом)». Она обессилена холодом и голодом, но не сломлена и, превозмогая слабость, как и сотни тысяч ленинградцев, добывает драгоценную воду из зимней Невы. «Это очень конкретный рассказ о зиме сорок первого года. Но в то же время есть в нем ощущение вечного, которое возникает только тогда, когда сила жизненного впечатления становится искусством. Человек прекрасен в самые трудные минуты, пока остается человеком. И если его красоту удалось воплотить, картина состоялась», — напишет о «Ленинградке» В. А. Леняшин.
Егор Могилевский. «ЛУЧШАЯ ПАМЯТЬ ИМ — ПРАВДА…» // Память. К 75-летию победы в Великой Отечественной войне . СПб, 2020. С. 6.
Май 1942
- 1961
- Бумага, офорт, акватинта. И.:48,8 х 64,5. Л.:62 х 93,8
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-9488
Январь 1942
- 1961
- Бумага, офорт. И.:57,5 х 56. Д.:59,5 х 57,5. Л.:84,3 х 60,5
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-9490
Лишев Всеволод Всеволодович
1877, Петербург — 1960, ЛенинградСкульптор. Учился в студии X.А.Фельдмана в Петербурге (1906—1913); ВХУ при ИАХ. Участник выставок с 1917. В Ленинграде находился в начальный период блокады. Впечатления того времени воплотил в большой серии скульптурных эскизов, работал также в жанре портрета (образы защитников Ленинграда). В 1942 получил Сталинскую премию за скульптурную фигуру Н.Г.Чернышевского (1940—1941) для памятника в Ленинграде.
Магарил Евгения Марковна
1902, Витебск — 1987, ЛенинградЖивописец, график, художник по тканям.
Училась в витебской Народной ХШ — ВХПИ (1920–1922) у К. С. Малевича и В. М. Ермолаевой; на живописном факультете ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (Петроград–Ленинград, 1922–1926) у М. В. Матюшина. Участник выставок с 1923. Работала на Иваново-Вознесенской ситцевой фабрике по изготовлению рисунков тканей (1925); художником по текстилю на фабрике им. Петра Алексеева в Шлиссельбурге (1926). Учитель рисования в школах Ленинграда (с 1929), в Бийске Алтайского края (1942–1945, во время эвакуации). Преподавала в ЛХУ (1945–1951). Член ЛОССХ с 1941 (в 1952 исключена за несоответствие требованиям метода социалистического реализма, в 1966 восстановлена). После начала войны и блокады оставалась в Ленинграде, продолжала преподавать в школе, вела альбом блокадных зарисовок. Эвакуировалась в августе 1942, вернулась в Ленинград в 1945.
Николаев Ярослав Сергеевич
1899, Шавли (Шауляй), Ковенская губерния – 1978, ЛенинградЖивописец.
Учился: 1917 – студия К.К. Зеленевского, Томск; 1917–1918 – Томский университет, юридический факультет; 1925–1928 – ГХМ (студия И. Л. Копылова), Иркутск. Участник выставок с 1927. Член и экспонент: "общество иркутских художников" – 1920–1929; АХЗ – 1930–1932. Член ЛОСХ (с 1932, председатель правления – 1948–1951). Жил и работал в Ленинграде в годы блокады, создал ряд картин, посвященных героической обороне города. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), народный художник РСФСР (1975).
Пакулин Вячеслав Владимирович
1900, Рыбинск – 1951, ЛенинградЖивописец, график, художник театра. Учился в ЦУТР (1916–1917; 1920–1922); в АХ–ВХУТЕМАСе (1922–1925) у А. Е. Карева, А. И. Савинова. Участник выставок с 1922. Член и экспонент объединения "Круг художников“ (1926–1932, председатель). Член правления ЛОСХ (с 1932). Член бригады художников (1935) (руководитель А. Н. Самохвалов), работавшей над панно "Хлопок“ для ВСХВ.
Практически все пейзажи блокадного Ленинграда Пакулин писал с натуры. Трагические обстоятельства не помешали художнику проявить свой дар тонкого лирика, мастера со светлым поэтическим чувством.
Панов Евгений Лаврентьевич
1905, Санкт-Петербург — 1942, ЛенинградЖивописец, автор пейзажей, жанровых картин, портретов. Учился в ЛХПТ (окончил в 1927). Участник выставок с 1937. Член ЛОССХ. Работал в театрах, принимал участие в оформлении зданий, в блокаду — в «Боевом карандаше».
Пахомов Алексей Федорович
1900, деревня Варламово Вологодской губернии — 1973, ЛенинградЖивописец, график, иллюстратор. Блестящий рисовальщик и признанный мастер литографии. Занимался также монументальным искусством, плакатом, скульптурой.
Учился в ПУТР барона А. Л. Штиглица—СВОМАС (1915–1917, 1920–1922) у М. В. Добужинского, В. И. Шухаева, С. В. Чехонина, Н. А. Тырсы, В. В. Лебедева, А. Е. Карева; в ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1922–1925) у А. И. Савинова. Участник выставок с 1921. Участник "Объединения новых течений в искусстве“ (1926–1932). Член правления ЛОССХ с 1932. Работал в журналах, иллюстрировал детские книги (1920–1930-е). Преподавал в ИЖСА (1948–1973). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), Лауреат Сталинской премии второй степени (1943) и Государственной премии СССР (1973), Народный художник РСФСР (1963), Действительный член АХ СССР (1964), Народный художник СССР (1971). Сталинская премия (1946) за серию литографий "Ленинград в дни войны и блокады“ (1941–1944). Золотая медаль Международной выставки в Париже (1937) за панно "Дети Страны Советов“ для Советского павильона. Жил и работал в Ленинграде.
Тамби Владимир Александрович
1906, Санкт-Петербург – 1955, ЛенинградУчился в мастерских рабочих художников Пролеткульта (1920), ВХУТЕМАС (1921–1924). Участник выставок с 1924. Член Общины художников (с 1925). Работал в экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ, в Детском отделении Госиздата (1930-е), в «Боевом карандаше» (1941). Художественный редактор Государственного издательства Эстонии (1944–1946).
Пинчук Вениамин Борисович
1908, местечко Кутузово Житомирского уезда Волынской губернии ‒ 1987, ЛенинградСкульптор. Учился в ВХУТЕИН в Москве (1928‒1930) у В. И. Мухиной, в ИНПИИ (1930‒1932) у А. Т. Матвеева. Участник выставок с 1929. В годы войны жил и работал в Ленинграде.
Серов Владимир Александрович
1910, село Эммаус Тверской губернии– 1968, МоскваЖивописец, график, педагог; автор историко–революционных и жанровых картин, портретов, пейзажей.
Учился в Весьегонской художественной студии у С.Я.Шлейфера; в Ленинграде во ВХУТЕИН–ИНПИИ (1927–1931) у И.И.Бродского, В.Е.Савинского, там же в аспирантуре (1931–1933) у И.И.Бродского. Председатель Ленинградского отделения Союза советских художников (1941—1948). Участник выставок с 1932. Академик АХ СССР (1954; член-корреспондент 1947). Народный художник СССР (1958). Лауреат Сталинских премий (1948, 1951). Первый секретарь правления Союза художников РСФСР (1960—1968).
В годы войны жил и работал в Ленинграде. Неоднократно выезжал на фронт и в прифронтовую полосу, сотрудничал в "Боевом карандаше". В 1943 году был эвакуирован в Самарканд..
Траугот Георгий Николаевич
1903–1961Живописец, график; автор портретов, пейзажей, жанровых картин. Учился в АХ–ВХУТЕИН–ВХУТЕМАС в Петрограде–Ленинграде (1921–1926) у А.И.Савинова, К.С.Петрова-Водкина. Участник выставок с 1927. В годы войны жил и работал в Ленинграде, занимался маскировкой аэродромов, писал пейзажи блокадного города.
Фитингоф Георгий Петрович
1905, Псков – 1965, ЛенинградЖивописец, график, книжный иллюстратор. Учился в РШ ОПХ (1917), в ПХПТ у А. Р. Эберлинга, М. И. Авилова, в ВХУТЕМАС (1920–1926). С 1924 сотрудничал с издательствами „Мысль“, „Прибой“, с Госиздатом, с журналами „Вокруг света“, „Ленинские искры“. С 1938 и до конца жизни работал в издательстве „Детская литература“. В блокадном Ленинграде до мобилизации в армию выполнял задания СХ, работал для Центрального музея военно-санитарной службы Советской Армии.
На Фонтанке. Январь 1942 года
- 1942
- Бумага, акварель, чёрный карандаш. 14,7 x 26,4
- Государственный Русский музей
- РС-13327
Кондратьев прожил в Ленинграде всю блокаду, занимался маскировочными работами для аэродрома на Ржевке. Фонтанка и Моховая улица – маршруты почти ежедневных походов художника к Невскому проспекту, зданию райсовета, где сдавались эскизы, получались новые задания и где он получал оплату за сделанную работу талончиками в столовую. «Рисовать, как летописец», как писала в блокадном дневнике друг художника Т. Н. Глебова, было потребностью Кондратьева. В его зарисовках нет пафоса героизма, нет желания подчеркнуть ужас страдания. Они действительно документальны. Людмила Вострецова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 422.
Видеофильм "Павел Кондратьев. Рисовать как летописец"
Рассказывает Людмила Новомировна Вострецова, старший научный сотрудник Русского музея
На переправе (Невская Дубровка)
- 1942
- Бумага, тушь, белила. 30,4 x 44,7 (в свету)
- Государственный Русский музей
- РС-23949
На площади Воровского
- 1942
- Бумага, гуашь. Л.: 20 x 26,9; И.: 18,5 x 25,5
- Государственный Русский музей
- РС-1444
На улице Пестеля. 3 марта 1942 года
- 1942
- Бумага, акварель, чёрный карандаш. 13,5 x 19,6
- Государственный Русский музей
- РС-13381
Кондратьев прожил в Ленинграде всю блокаду, занимался маскировочными работами для аэродрома на Ржевке. Фонтанка и Моховая улица – маршруты почти ежедневных походов художника к Невскому проспекту, зданию райсовета, где сдавались эскизы, получались новые задания и где он получал оплату за сделанную работу талончиками в столовую. «Рисовать, как летописец», как писала в блокадном дневнике друг художника Т. Н. Глебова, было потребностью Кондратьева. В его зарисовках нет пафоса героизма, нет желания подчеркнуть ужас страдания. Они действительно документальны. (Людмила Вострецова) Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 422.
Видеофильм "Павел Кондратьев. Рисовать как летописец"
Рассказывает Людмила Новомировна Вострецова, старший научный сотрудник Русского музея
На улице блокадного города
- Из альбома «Ленинград в 1942 году»
- 1942
- Бумага, линогравюра. И.:8 х 12,7. Л.:9,2 х 13,8
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-18356
Набережная Невы у Зимнего дворца
- 1942
- Холст, масло. 75 х 97
- Государственный Русский музей
- Жб-1277
В картинах Кучумова заснеженные корабли, небо в зареве пожаров, выстуженные морозами городские улицы и набережные, горожане, идущие за водой к невскому спуску у Сенатской площади, - будни прифронтового города. Цикл впервые был показан на выставке работ ленинградских художников за 1941-1942 годы в городе Перми (тогда Молотове), а затем на большой выставке „Великая Отечественная война" в Москве (1943). Альфия Низамутдинова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 421.
Немцы отступили. Ленфронт 11/VI 42. Ленфронт
- 1942
- Акварель. Л.: 32 x 43,6; И.: 31,2 x 42
- Государственный Русский музей
- РС-1145
Ночная тревога (канал Грибоедова)
- 1942
- Бумага, тушь. 25 х 35 Справа внизу подпись: ПИ 1942"
- Тверская областная картинная галерея
- КП-754. Г-2193
Охта. Огурцы и дыня
- 1942
- Бумага, гуашь. 60,2 x 39,5
- Государственный Русский музей
- РС-24303
Очередь за хлебом
- Из альбома «Ленинград в 1942 году»
- 1942
- Бумага, линогравюра. И.:7,5 х 12. Л.:9 х 13,5
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-18349
Очередь за хлебом (Ленинград. Зима 1941–1942)
- 1942
- Бумага, гуашь, темпера. 80,5 x 61,5
- Государственный Русский музей
- РС-5673
Очистка города
- 1942
- Бумага, кисть сухая, сангина. 58 х 72,5
- Государственный Русский музей
- Рс-495
Ощущение войны. Пейзаж с вазами
- 1942
- Бумага, графитный карандаш. И.: 20 x 23,2; л.: 25,1 x 28,6
- Государственный Русский музей
- РС-27805
Пахомов А.Ф. В очаге поражения. Из серии «Ленинград в дни блокады». 1942
- 1942
- Бумага, цветная литография. 47 х 64; л. 54 х 70
- Белгородский государственный художественный музей
- Г-120
Работа «В очаге поражения» входит в знаменитую серию «Ленинград в дни блокады» (1942–1944), удостоенную Государственной премии СССР. Листы этой серии – горькая летопись осажденного города. В графическом листе передан подлинный героизм молодых санинструкторов, выносящих на своих плечах раненую сверстницу.
Площадь Воровского
- 1942
- Бумага, масло. 51,8 x 66
- Государственный Русский музей
- ЖБ-1869
Площадь Воровского — в 1923–1944 годах название Исаакиевской площади в Ленинграде. Помните! К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. СПб. 2024. С. 95.
По дорогам города
- 1942
- Бумага, мелки восковые. 25,3 x 35
- Государственный Русский музей
- РС-22400
В фондах Русского музея хранится около 40 графических произведений Елены Оскаровны Марттилы (1923 г.р.), а в Отделе рукописей – ее дневник, написанный в блокадные дни в Ленинграде. Юная Лена оказалась талантливым бытописателем и, несмотря на всю молодость, мудрым, наблюдательным, сильным человеком. Она навсегда запомнила слова директора художественного училища на Таврической (единственное художественное учебное заведение, работающее в годы блокады в Ленинграде) Яна Константиновича Шабловского: «Смотрите, запоминайте, вы – художники. Вам потом рассказывать об этом людям». И в ответ на это в ее дневнике появляется запись: «Вдруг и верно придется. У меня нет чувства гибели и города, и меня. Я… верю в победу в жизни…».
Рисунки, сделанные карандашом Еленой Марттилой на блокнотной бумаге, как пунктир ведут к произведениям, созданным позднее уже зрелым художником. Они, конечно, отличаются мастерством и владением графическим материалом, передают чувства и переживания взрослого человека. Но в эстампах и рисунках карандашом и углем – во всех листах присутствуют мотивы, герои, властно требовавшие рассказать о себе юную художницу блокадных лет. Именно они являются теперь свидетельством того грозного времени и характеризуют человека, который по-прежнему остается для нас примером настоящего служения искусству, людям, Родине.
По материалам: Наталья Козырева. Художник Елена Марттила и ее блокадные дневники // Ленинградский художник Елена Марттила. СПб, 2005. с. 18.
Пожар
- 1942
- Холст, масло. 50,5 х 100
- Государственный Русский музей
- Жб-1800
Полоскание белья
- Из серии «Ленинград в блокаде 1941-1943г.»
- 1942
- Бронза. 14 х 17 х 10,5; основание 1,1 х 12 х 19
- Государственный Русский музей
- СО-89
После бомбежки
- 1942
- Бумага, соус, пастель. И.: 49,3 x 39,1; л.: 53,9 x 44
- Государственный Русский музей
- РС-231
После налета
- 1942
- Бумага, соус. Л.: 21,7 x 29,7; И.: 21,7 x 29,7
- Государственный Русский музей
- РС-1727
Милютина Вера Владимировна
1903, Петербург – 1987, ЛенинградХудожник театра, график, иллюстратор. Училась в ПХПТ (бывшая РШ ОПХ) (1922–1927), в ВХУТЕИН–ИЖСА (1927–1932). Работала в театрах Ленинграда, в Госцирке; перед войной – главный художник Ленгосэстрады. Участник выставок с 1942.
В годы войны в Ленинграде принимала участие в оборонных работах, рисовала эскизы для выставок, агитационные плакаты, листовки, наглядную агитацию, открытки, эскизы костюмов для фронтовых ансамблей, писала панно для Дворца пионеров. Делала зарисовки на улицах и на оборонной трассе северного направления. В 1942 была включена в группу художников, которым было поручено зафиксировать ранения зданий Эрмитажа от бомбежек и обстрелов, в связи с чем создала графическую серию "Эрмитаж в дни блокады".
Павлов Николай Александрович
1899, Саратов - 1968, ЛенинградРисовальщик, гравер, театральный художник. Педагог. Учился в Боголюбовском рисовальном училище, в Государственных свободных художественных мастерских у П.С. Уткина. В начале 1920-х переехал в Петроград и поступил во ВХУТЕМАС, занимался на полиграфическом факультете у Е.С. Кругликовой, Д.И. Митрохина и В.М. Конашевича. Участник выставок с 1928. В 1933-1941 преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры ВАХ, в 1945-1951 - в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. Работал в различных печатных техниках. Во время Великой Отечественной войны находился в художественной бригаде, выезжавшей на Калининский фронт. Вместе с другими художниками много и активно работал в осажденном Ленинграде: бывал в авиационных соединениях, на кораблях Балтийского флота. Им созданы портреты героев-летчиков, моряков, участвовавших в обороне города.
Петрова Нина Николаевна
1902–1988Художник-график, иллюстратор детских книг. Училась на живописном факультете ВХУТЕИН–ВХУТЕМАС (Ленинград, 1924–1928; дипломная работа — роспись центрального зала в павильоне искусств для Международной выставки в Ленинграде, присвоено звание художника-монументалиста). Член ЛОССХ. Сотрудничала в журналах для детей «Чиж» и «Костер». Во время войны создала необычайно человечные для военного времени почтовые открытки («Письмо на фронт», 1943; «С Новым годом!», 1943, 1944, 1945; «Малыши», 1944).
Прошкин Анатолий Николаевич
1907-1986Живописец. В 1930 г. окончил АХ, входил в различные творческие объединения — «Октябрь», АХР и др., участвовал в оформлении центральных площадей Ленинграда к революционным праздникам. С момента возникновения ЛОССХа в 1932 г стал его членом. В начале Великой Отечественной войны был командирован Союзом художников по заданию Штаба ВВС Ленфронта на маскировку аэродромов, затем вступил в народное ополчение, а в сентябре 1941 г ушел добровольцем в истребительный батальон Октябрьского района Ленинграда.
После реформирования истребительных батальонов в феврале 1942 г. демобилизован и в конце мая того же года отправлен в распоряжение Штаба партизанского движения Волховского фронта, где работал до октября 1942 г. В феврале 1943 г. участвовал в выставке, посвященнрй 23-летаю РККА, в Ленинградском Доме Красной Армии. С июня 1943 г. по март 1944 г. опять был призван в армию на службу рядовым в 48-й запасной стрелковый полк. В конце войны, в 1944-1945 гг., служил художником в команде Военно-медицинского музея. В 1945 г. демобилизовался, вернулся в Союз художников. Преподавал в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. В 1950-х гг. председатель ревизионной комиссии Ленинградского товарищества художников «ЛЕНИЗО».
Русаков Александр Исаакович
1898, Севск Орловской губернии – 1952, ЛенинградЖивописец; автор пейзажей, портретов, натюрмортов, жанровых картин. Учился в ПГСХУМ–ВХУТЕМАС (1918–1924) у Н.К.Дубовского, Д.Н.Кардовского, О.Э.Браза. Участник выставок с 1925. В годы войны жил и работал в Ленинграде.
Успенский Владимир Александрович
1892, Санкт-Петербург — 1956, ЛенинградГрафик, живописец, педагог. Учился в ВХУ при ИАХ (с 1913), ИЖСА (1934–1947), дипломная работа — по совокупности творческих работ, присвоено звание художника-графика. Работал в Кабинете графики при НИИ ВАХ в должности доцента (1930-е). Член ЛОССХ (с 1941). Кандидат искусствоведения (1956). Помните!. К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. СПб. 2024. С. 151
Фролова-Багреева Лидия Федоровна
1907, Санкт-Петербург— 1997, Санкт-ПетербургЖивописец, график, художник монументальной живописи. В 1924–1930 училась на живописном отделении ВХУТЕИН вЛенинграде. Участник выставок с 1927. Член ЛОССХ с 1943. В 1929–1930 участвовала в выполнении мозаик для третьего мавзолея В. И. Ленина; в 1930 работала художником-оформителем в Музее города в Ленинграде; в 1930–1931 художником-монументалистом на Гранильной фабрике в Старом Петергофе (набор мозаики для мавзолея В. И. Ленина). В 1913–1925 жила в Семипалатинске; в 1950–1961 в Архангельске и Мурманске. В годы ВОВ оставалась в Ленинграде. Награждена медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Байкова Евгения Васильевна
1907 — 1997Бобышов Михаил Павлович
1885, деревня Погорелое Осташковского уезда Тверской губернии — 1964, ЛенинградХудожник театра, график, живописец, педагог. Учился в ЦУТР барона А.Л. Штиглица (1901–1907). Преподавал в ЦУТР (1912–1918), в ЛХПТ (1924–1928), МГХИ (1943–1947), в ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН–ИЖСА (1926–1942; 1948–1964). Участник выставок с 1911. Профессор (с 1939). Народный художник РСФСР (с 1961). Действительный член АХ СССР.
До февраля 1942 оставался в блокадном Ленинграде, создал цикл графических работ "Героический Ленинград (Оборона города)" (1941–1942). В 1944, вернувшись из эвакуации, продолжил работу над серией гуашей "Ленинград в дни войны и победы" (1941–1945).
Власов Василий Адрианович
1905, Ленинград – 1979, ЛенинградГрафик, рисовальщик, акварелист, литограф, иллюстратор. Учился в СХШ при ИЖСА (1952–1955), в ИЖСА (1955–1961). Участник выставок с 1959. В первый год войны в Ленинграде работал над плакатами, агитлистовками. В 1942–1944 находился при издательской группе Ленинградского штаба партизанского движения на Волховском фронте, работал в партизанских газетах, создал цикл портретов партизан, серию рисунков "Партизанский аэродром", зарисовки. В послевоенные годы исполнил несколько циклов литографий по работам военных лет.
В отреставрированных залах музея начата развеска картин знаменитых русских художников
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
Раскатка с вала картины В.Д. Поленова «Христос и грешница». 17 апреля 1946 г.
Фото ТАСС
Вскрывают ящики с картинами, возвращенными из эвакуации
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
В центре А.Н. Савинов, М.В. Фармаковский. 1946 г.
Фотограф Г.И. Луговой
Монтажные работы в зале № 37 Русского музея. 1946 г.
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо зав. Отделом Древнерусского искусства Ю.Н. Дмитриев, ученый секретарь Казаченко (?), и. о. директора Государственного Русского музея П.К. Балтун, В.Н. Петров, Н.Н. Новоуспенский, рабочий Ш.Б. Мамлеев, неизвестный, О.А. Спицына, зав. Отделом скульптуры Г.М. Преснов, реставратор М.Н. Марков.
Послевоенная экспозиция. Установка скульптуры Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком»
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
О.В. Волкова, В.В. Алексеева, Л.С. Пушникова, Г.М. Преснов, П.К. Балтун и рабочие.
17 октября 1945 г. прибыли первые экспонаты, эвакуированные в 1941 г. в г. Пермь
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Война окончена. Подъем скульптуры Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» из укрытия в Михайловском саду
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Подъем скульптуры Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» из укрытия в Михайловском саду
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Рабочие и Г.М. Преснов (второй слева направо)
Распаковка ящиков со скульптурой, прибывших из г. Перми (г. Молотова)
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Слева А.Ф. Новомлинский, Г.М. Преснов, М.В. Фармаковский, О.Г. Бенуа. 17 октября 1945 г.
Фото ТАСС.
Сотрудники Русского музея в г. Молотове
- 1944
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо А.Н. Савинов, М.Н. Каменская, Т.А. Дядьковская, К.Е. Костенко в г. Молотове (ныне г. Пермь).
Анфилада залов в здании советского искусства Государственного Русского музея
- 1943
- Бумага, масло. 50,6 х 43,5
- Государственный Русский музей
- Жб-1989
Внутренний вид в здании Советского искусства Государственного Русского музея
- 1943
- Бумага, масло. 38,8 х 31,8
- Государственный Русский музей
- Жб-1988
Ленинград. Русский музей. Август 1943 года Второй академический зал
- 1943
- Бумага, тушь. 58,7 x 87,6
- Государственный Русский музей
- РС-828
Ленинград. Русский музей. Август 1943 года. Белоколонный зал
- 1943
- Бумага, тушь. 87 x 62,3
- Государственный Русский музей
- РС-827
Ленинград. Русский музей. Август 1943 года. Второй зал Александра Иванова
- 1943
- Бумага серая, тушь, белила. 77,5 x 54,5
- Государственный Русский музей
- РС-821
Ленинград. Русский музей. Август 1943. Первый академический зал
- 1943
- Бумага, уголь, гуашь, белила. 41,7 х 31
- Государственный Русский музей
- Рс-820
Художник В. Н. Кучумов в годы войны жил и работал в Ленинграде. Он создал серию живописных и графических работ, запечатлевших разрушения, причиненные Русскому музею и Эрмитажу.
Ленинград. Русский музей. Здание отдела советского искусства. Август 1943
- 1943
- Бумага, акварель, тушь, белила. 102,5 х 67,2
- Государственный Русский музей
- Рс-829
Художник В. Н. Кучумов в годы войны жил и работал в Ленинграде. Он создал серию живописных и графических работ, запечатлевших разрушения, причиненные Русскому музею и Эрмитажу.
Русский музей. После обстрела Зал искусства первой половины XVIII века
- 1943
- Бумага серая, тушь, белила. 44,2 x 54,8
- Государственный Русский музей
- РС-22555
Проверка состояния сохранности и переупаковка скульптуры
- 1942
- .
- Государственный Русский музей
1 ряд: М.Г. Фракман, В.Е. Фармаковская, В.В. Алексеева. 2 ряд: Ю.Н. Дмитриев, В.Г. Демидюк, В.С. Макеева, В.Г. Панова, М.Г. Слонимская.
Русский музей
- 1942
- Бумага, гуашь. 41 х68,8
- Государственный Русский музей
- Рс-1474
Слушают доклад главного хранителя ГРМ М.В. Фармаковского
- 1942
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо сидят М.В. Фармаковский, Ю.Н. Дмитриев, и. о. директора ГРМ Г.Е. Лебедев, М.Г. Фракман, В.В. Алексеева, В.Е. Фармаковская,, М.Г. Слонимская. Стоят В.С. Макеева – комендант здания, В.С. Дреммог, В.Г. Демидюк, В.Г. Панова.
Платунов Михаил Георгиевич
1887, село Мари-Турек Вятской губернии – 1972, ЛенинградЖивописец, график, преподаватель. Учился в казанском художественном училище (окончил в 1906), в ВХУ при ИАХ (1906–1914). Преподавал в ИЖСА (с 1940-х). Профессор. Участник выставок с 1918. В годы войны до марта 1942 находился в Ленинграде. Создал серию пейзажей осажденного города.
Кучумов Василий Никитич
1888, Ярославская губерния – 1959, ЛенинградЖивописец, график, монументалист; автор жанровых картин, пейзажей, интерьеров. Учился в пензенском XУ им. Н.Д.Селиверстова (около 1909), в ИАХ (1909–1916) у В.Е.Маковского. Участник выставок с 1913. В годы войны жил и работал в Ленинграде. Создал серию живописных и графических работ, запечатлевших разрушения, причиненные ГРМ и ГЭ.
Слава Победителям!
- 1946
- Бумага, хромолитография. 88 х 59
- Государственный Русский музей
- ГрПл-2068
Весенние работы Красной Армии
- Боевой карандаш № 88
- 1944
- Бумага, литография. 52,1 х 35,4
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2433
Восстановим промышленность Ленинграда!
- Боевой карандаш № 96
- 1944
- Бумага, хромолитография. 52,8 х 34,4
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-141
Встреча предка с потомком
- Боевой карандаш № 86
- 1944
- Бумага, литография. 35,6 х 54,4
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2431
Очистим советские воды Балтики от вражеской нечисти!
- Л.-М., "Искусство"
- 1944
- Бумага, офсет. И.:73,0 х 58,0. Л.:85,5 х 61,5
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2012
С наступающим!
- Боевой карандаш № 103
- 1944
- Бумага, хромолитография. 54,2 х 33,5
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-256
Трудящиеся Ленинграда!
- Боевой карандаш № 95. Л.: ЛССХ, 1944
- 1944
- Бумага, литография. 53,1 х 36,9
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2437
Юноши и девушки города Ленина, самоотверженно трудитесь на помощь фронту!
- 1944
- Бумага, автолитография. 72,2 х 47,2
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-643
Военное лихолетье отняло у многих подростков детство — они заменили ушедших на фронт или погибших взрослых на различных видах производства. И эта тема также активно пропагандировалась — плакаты взывали к чувству патриотизма, самоотверженности в оказании помощи родной стране.
Екатерина Климова. Дети в советском плакате (1917-1950) // Дети Страны Советов. СПб, 2017. С. 15
«Новое» в немецкой стратегии и печати
- Боевой карандаш № 71
- 1943
- Бумага, литография. 35,8 х 52,1
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2423
Балтийцы на дозоре!
- Л., Искусство, 1943
- 1943
- Бумага, автолитография. И.:31 х 23,5. Л.:38 х 26,7
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2368
За Родину! За Сталина! Вперед, балтийцы, на разгром врага!
- Ленинград, Гос. изд. "Искусство"
- 1943
- Бумага, автолитография. И.:67,5 х 48,2. Л.:70,5 х 51,0
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2092
За жизнь, за Родину, за Ленинград!
- Боевой карандаш 82. 1943 Л., ЛССХ
- 1943
- Бумага, автолитография. 35,6 х 52,6
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-601
Медаль «За оборону Ленинграда»
- Л.: Искусство, 1943
- 1943
- Бумага, хромолитография. 81,7 х 60,6
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2088
Молодежь города Ленина!
- Л., ЛССХ
- 1941 - 1945
- Бумага, литография. 28,4 х 43,6
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2441
На запад!
- 1943
- Бумага, хромолитография. 50,7 х 33
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2359
Напоролся!
- Боевой карандаш №79
- 1943
- Бумага, литография. 52,8 х 35,8
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2427
Партизаны и партизанки!
- Боевой карандаш № 67. 1943 Л., ЛССХ
- 1943
- Бумага, литография. 35,8 х 53,1
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2420
Сказка о рыбаке и рыбке
- Боевой карандаш № 77
- 1943
- Бумага, литография. И.: 33,2 х 49,5. Л.: 36,5 х 53,5
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2425
Товарищи! Укрепляйте группы самозащиты в домах!...
- Ленинград, Гос. изд. "Искусство"
- 1943
- Бумага, автолитография. И.:58,4 х 42,4. Л.:72,0 х 45,5
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2085
Тыл и фронт
- Боевой карандаш № 62. Боевой карандаш № 81
- 1943
- Бумага, хромолитография. 52,8 х 35,7
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-480
Кобелев Василий Алексеевич
1895, Оса, Пермская губерния –1946Корецкий Виктор Борисович
1909, Киев – 1998, МоскваПлакатист. Учился в московской средней изо–профшколе (1922–1929). Участвовал в выставках с 1932. Работал в плакате с 1931; один из ведущих мастеров фотомонтажного плаката в 1940–1950–е. Жил в Москве. Лауреат Сталинских премий 1946, 1949 за плакаты военных лет.
Королев Иван Павлович
1888—1942Кочергин Николай Михайлович
1897, с. Всесвятское (Москва) - 1974, МоскваЖивописец, график, плакатист, иллюстратор, театральный художник. Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1908–1910). В Красной армии (с 1918): в Высшей школе военной маскировки, занимался художественной агитацией при Н. И. Подвойском на Украине, в т. ч. создавал рисованные плакаты. Один из создателей политического плаката. С 1919 жил в Москве, сотрудничал с Литиздатотделом ПУР. Организатор «Окон РОСТА» в городах Кавказа (Баку, Тбилиси, 1920, 1921). В дальнейшем постоянно работал в области журнальной графики и иллюстрации. // Плакат эпохи революции. СПб. 2017. С. 117.
Заслуженный художник РСФСР.
Продолжая занятия в училище, Николай Кочергин увлекся скульптурой из дерева, а через некоторое время был даже назначен помощником заведующего резчицкой деревянной мастерской. Летом 1918 года он вступил добровольцем в Красную Армию и вскоре был направлен в высшую школу военной маскировки (ВШВМ).
Кочергин создавал советский плакат, работал для газет и журналов двадцатых-сороковых годов в карикатуре, в оформлении периодических изданий «Красная панорама», «Огонек», «Вокруг света» и «Мир приключений».
После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, основным делом Кочергина стала агитационно-плакатная тематика. В блокадном Ленинграде принимал участие в создании «Окон ТАСС». Весной 1942 был вывезен в тяжелом состоянии из города «дорогой жизни» по льду Ладожского озера. Кочергин с семьей эвакуировался в город Фрунзе. В конце сороковых годов художником был создан ряд монументальных полотен – «Новгород наш» (1946), «Ленинградцы» (1948), «Штурм Зимнего дворца» (1950).
Послевоенный период отмечен крупными успехами Кочергина в иллюстрировании детской книги. Художник начал выступать с рисунками в детских журналах. Важным этапом в развитии творчества Кочергина стали рисунки к карело-финскому эпосу «Калевала».
Художники, погибшие в Ленинграде в годы блокады АЛЕКСЕЕВ Александр Гаврилович (1911––1941) — живописец, график
|
||
|
ИЗОмарафон "Художник и война" 2020 ИЗОмарафон «Художник и война» 2021
|
|
|
П.К. Балтун. Русский музей - эвакуация, блокада, восстановление. Воспоминания директора Государственного Русского музея. Москва. 1981 | |
Ольга Берггольц читает свое стихотворение "Нам от тебя теперь не оторваться" | ||
АН – Академия наук
АХР – Ассоциация художников революции
АХРР – Ассоциация художников революционной России
ВАХ – Всероссийская Академия художеств
ВГИК – Всесоюзный государственный институт кинематографии
В(Г)СХМ – Высшие (государственные) свободные художественные мастерские
ВХУ – Высшее художественное училище
ВХУТЕИН – Высший художественно-технический институт
ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские
ГИНХУК – Государственный институт художественной культуры
ГРМ – Государственный Русский музей
ГСХМ – Государственные свободные художественные мастерские
ГТГ – Государственная Третьяковская галерея
ГФЗ – Государственный фарфоровый завод
ИАХ – Императорская Академия художеств
ИЖСА – Институт живописи, скульптуры и архитектуры (с 1944 – им. И. Е. Репина)
ИЗО Наркомпроса – Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения
ИЗОГИЗ – Государственное издательство изобразительного искусства
ИНПИИ – Институт пролетарского изобразительного искусства
КДИ – Комитет по делам искусств
Л(В)ХПУ – Ленинградское (высшее) художественно-промышленное училище (1953–1994 – им. В. И. Мухиной)
ЛМД – Ленинградский Монетный двор
ЛОСХ – Ленинградское отделение Союза художников
ЛФЗ – Ленинградский фарфоровый завод
ЛХУ – Ленинградское художественное училище (с 1968 – им. В. А. Серова)
МГХИ – Московский государственный художественный институт (с 1948 – им. В. И. Сурикова)
МПВО – Местная противовоздушная оборона
МУЖВ(З) – Московское училище живописи, ваяния (с 1866 – и зодчества)
МХК – Музей художественной культуры
НИМ РАХ – Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
НЭП – новая экономическая политика
ОМАХР – Объединение молодежи АХР
ОРС – Общество русских станковистов
ОРХ – Общество русских художников
ОСОАВИАХИМ – Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству
ОХУ – Одесское художественное училище
ПГСХУМ – Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские
РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия
РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
РШ – рисовальная школа
СНК – Совет Народных Комиссаров
СОРАБИС – Союз работников искусств
СССР – Союз Советских Социалистических Республик
СХ – Союз художников
СХУМ – Свободные художественно-учебные мастерские
СХШ – средняя художественная школа
СЦХПУ – Строгановское центральное художественно-промышленное училище
ТПХВ – Товарищество передвижных художественных выставок
ТЭИИ – Товарищество экспериментального изобразительного искусства
ХРМ–ПХПТ–ЛХПТ – Художественно-ремесленные мастерские ОПХ (1896–1923) – Петроградский (1923–1924) Ленинградский художественно-промышленный техникум (с 1924)
ХФ – художественный фонд
ЦУТР – Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица