Расширенный поиск по коллекциям
Да будет мерой чести Ленинград!
Выставка подготовлена к 80-летию снятия блокады Ленинграда и объединяет около 400 произведений из коллекции Русского музея, созданных художниками, работавшими в блокадном городе, а также архивные фотографии о жизни музея в период Великой Отечественной войны. Тематические разделы выставки и сортировка по авторам и хронологии создания произведений помогают увидеть весь объем художественного наследия блокадных лет, которое бережно хранится все эти годы в стенах Русского музея.
Огромную роль во время Великой Отечественной войны в поднятии боевого духа солдат и всего народа сыграл плакат. С самого начала войны часть ленинградских художников подключилась к агитационно-массовой работе, создавая выразительные плакаты. Среди них – члены творческого объединения «Боевой карандаш» И.С.Астапов, В.И.Курдов, Н.Е.Муратов, Н.А.Тырса и многие другие.
Оставшиеся в блокадном Ленинграде живописцы и графики, несмотря на артобстрелы, бомбежки, голод, холод и тяжелейшие условия жизни, запечатлевали в небольших живописных холстах, а чаще в графических листах военные будни любимого города, подвергавшиеся разрушениям архитектурные памятники и самоотверженную борьбу мужественных жителей города-фронта. Среди художников, имена которых навсегда вошли в историю ленинградского искусства ‒ Д.П.Бучкин .Е.Д.Белуха, Г.С.Верейский, В.А.Власов, Л.И.Гагарина, Н.И.Дормидонтов, В.В.Зенькович, А.А.Казанцев, П.М.Кондратьев, В.М.Конашевич, В.Н.Кучумов, Е.О.Марттила, Я.С.Николаев, А.П.Остроумова-Лебедева, А.Ф.Пахомов, В.В.Пакулин, Ю.Н.Петров, М.Г.Платунов, братья В.Н.Прошкин и А.Н.Прошкин, А.И.Русаков, Н.Х.Рутковский, И.А.Серебряный, Вл.А.Серов, Г.Н. Траугот, Г.П.Фитингоф, П.А.Шиллинговский, С.Б.Юдовин.
Из блокадного города многие художники выезжали на фронт, в партизанские отряды, на Ладогу, запечатлели ледовую трассу «Дороги Жизни», делали портреты защитников города, летчиков и моряков Балтийского флота. В небольших скульптурных композициях сохранили для нас образы защитников города и его жителей А.В.Андреева-Петошина, В.В. Гущина-Филимонова, В.В.Исаева, В.В.Лишев, В.Б.Пинчук. Одно из ключевых событий ‒ прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года ‒ запечатлели на своей картине «Прорыв блокады» И.А.Серебряный, Вл.А.Серов и А.А.Казанцев, которые написали ее за месяц и показали уже 23 февраля 1943 года на выставке к 25-й годовщине Красной Армии.
Выставка дополнена материалами из фотоархива Русского музея, повествующими о жизни музея в годы Великой Отечественной войны. Опубликован список художников, погибших в Ленинграде в годы блокады.
Послевоенное поколение художников также обращалось в своем творчестве к теме блокады. Среди наиболее значительных произведений ‒ картины Б.С.Угарова, А.А.Мыльникова, А.Н.Блиока, скульптурные эскизы к памятнику на Площади Победы М.К.Аникушина, модель памятника «Дорога жизни» К.М.Симуна.
Ленинград. 18 января. Прорыв блокады
- 2015
- Холст, масло. 200 x 250
- Государственный Русский музей
- ЖС-2649
7-я Ленинградская (Дмитрий Шостакович)
- 1989
- Медь, выколотка, патинирование. 63 x 81 x 37
- Государственный Русский музей
- СО-2696
Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906–1975), один из величайших композиторов XX столетия, первые месяцы Великой Отечественной войны находился в Ленинграде (в октябре 1941 он был эвакуирован в Куйбышев), где начал сочинять свою знаменитую Седьмую (Ленинградскую) симфонию. На ее партитуре он написал: «Посвящается городу Ленинграду». Средствами музыки Шостакович дал яркий, выразительный образ борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. 9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Это стало значительным событием для жителей и защитников города, которым музыка помогала выстоять в тяжелых условиях блокады.
Агаян, опираясь на известные фотографии Шостаковича того времени, изобразил его во время работы над симфонией. Скульптор создал не только запоминающийся образ выдающегося композитора, но и отразил важное событие в истории духовной жизни города и страны. (П. К., Е. Н.)
Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С.469.
Блокада. Ленинград. Мать и дитя
- 1989
- Бронза, дерево.
- Государственный Русский музей
- СО-3271
Михаил Владимирович Переяславец (1949‒2020) ‒ известный московский скульптор, продолжатель художественной династии Переяславцев. Произведение мастера «Блокада. Ленинград. Мать и дитя» (1989, бронза, дерево) напоминает о трагической истории Ленинграда-Петербурга. Переяславец выполнил свою скульптуру с предельным реализмом ‒ со страшной достоверностью изображена мертвая мать, обернутая простыней и перевязанная веревкой, с босыми ногами и руками, скованными в предсмертном жесте и стоящий перед ней, смотрящий на неё закутанный маленький ребенок. Скульптура производит мощное впечатление на людей другого поколения, не знавших войны, испытаний и страданий. Эмоциональность, вложенная автором в художественный образ, является характерной особенностью произведений Переяславца, особенно касающихся темы войны.
На перекрестке
- Из серии «Ленинградцы. 1941-1942 гг»
- 1989
- Бумага, гравюра на картоне. И.: 40,2 х 53,6. Л.: 46,5 х 59,6;
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-19066
В фондах Русского музея хранится около 40 графических произведений Елены Оскаровны Марттилы (1923 г.р.), а в Отделе рукописей – ее дневник, написанный в блокадные дни в Ленинграде. Юная Лена оказалась талантливым бытописателем и, несмотря на всю молодость, мудрым, наблюдательным, сильным человеком. Она навсегда запомнила слова директора художественного училища на Таврической (единственное художественное учебное заведение, работающее в годы блокады в Ленинграде) Яна Константиновича Шабловского: «Смотрите, запоминайте, вы – художники. Вам потом рассказывать об этом людям». И в ответ на это в ее дневнике появляется запись: «Вдруг и верно придется. У меня нет чувства гибели и города, и меня. Я… верю в победу в жизни…».
Рисунки, сделанные карандашом Еленой Марттилой на блокнотной бумаге, как пунктир ведут к произведениям, созданным позднее уже зрелым художником. Они, конечно, отличаются мастерством и владением графическим материалом, передают чувства и переживания взрослого человека. Но в эстампах и рисунках карандашом и углем – во всех листах присутствуют мотивы, герои, властно требовавшие рассказать о себе юную художницу блокадных лет. Именно они являются теперь свидетельством того грозного времени и характеризуют человека, который по-прежнему остается для нас примером настоящего служения искусству, людям, Родине.
По материалам: Наталья Козырева. Художник Елена Марттила и ее блокадные дневники // Ленинградский художник Елена Марттила. СПб, 2005. с. 18.
Зима 1942-го
- 1988
- Холст, масло. 70 x 60 (в раме)
- Государственный Русский музей
- ЖС-539
Блокада. 1941
- 1985
- Бронза. 130 x 30 x 25
- Государственный Русский музей
- СО-1696
Защитники Ленинграда
- 1980
- Гранит. 111 x 96 x 40
- Государственный Русский музей
- СО-1385
Военная тема, блокада занимает важное место в творчестве Игнатьева. В 1966 году он участвует в конкурсе на памятник для площади Победы в Ленинграде (архитектор В. С. Маслов). Замысел скульптора отличался простотой: фигуры стоящих стеной бойцов должны были словно возникать из земли. Монолитность группы, обобщенность пластической формы, ясность образа характерны для бронзовой модели. Екатерина Евсеева // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 415.
Ленинград. 1941 год
- 1974
- Холст, масло. 100 x 135
- Государственный Русский музей
- Ж-10722
Холод Блокады
- 1974
- Бронза, камень, литье. 15 х 25 х 13
- Белгородский государственный художественный музей
- С-5
Небольшая скульптурная композиция, решенная обобщенными формами, отражает боль жителей блокадного Ленинграда, переживших нечеловеческие испытания голодом и холодом.
Блюдо "Блокада снята"
- 1973
- Фаянс, роспись подглазурная, полива. 5,6 х 37,5 х 38
- Тверская областная картинная галерея
- КП-3847. Д-1166
Конаковский фаянсовый завод им. М.И.Калинина
На дне синяя подглазурная метка (авторская монограмма: "НК 73")
На дне надпись: "Блокада"; рядом надпись синими чернилами, покрытая лаком: "снята"
Литейщицы
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово. 22 x 23 x 9
- Государственный Русский музей
- СО-1574
Моряки
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово патинированное. 23,5 x 27 x 13,5
- Государственный Русский музей
- СО-1571
На оборонных работах
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово, патинирование. 22 x 20 x 6,5
- Государственный Русский музей
- СО-1572
На окопах
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово патинированное. 23 x 16 x 6
- Государственный Русский музей
- СО-1573
Проводы
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово патинированное. 24,5 x 10,5 x 8,5
- Государственный Русский музей
- СО-1575
8 августа 1943 г. (Воскресенье)
- 1967
- Бумага, офорт. И.:47,9 х 58,6. Д.:49 х 59,5. Л.:62,5 х 74,3
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-15203
Зима 1941-42 гг
- 1967
- Гранит. 70 x 55 x 60
- Государственный Русский музей
- СО-834
В 1944 году
- 1966
- Бумага, офорт. 64,4 х 78,5; 48,5 х 58,5
- Новокузнецкий художественный музей
- Г-1116
Юрий Михайлович Непринцев был художником-фронтовиком, видевшим как после снятия блокады в опустошенный, разрушенный Ленинград возвращаются его жители, и город оживает. Тема возрождения мирной жизни нашла отражение в работе Юрия Непринцева «Весна 1943 года» из серии офортов "Ленинградцы" (1960–1967).
Модель памятника «Дорога жизни»
- 1966
- Бронза. 24 x 68 x 9
- Государственный Русский музей
- СО-1229
Февраль 1942
- 1964
- Бумага, офорт. И.:64,4 х 48,5. Д.:64,4 х 49,3. Л.:90,9 х 62
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-15202
Анушина Антонина Ивановна
1904, Санкт-Петербург – 1973, ЛенинградХудожник театра, график, живописец. В 1923–1925 училась в Художественно–ремесленных мастерских (ХРМ – ПХПТ); 1925–1930 – в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН. Пг–Л). С 1925 член СОРАБИС. С 1930 член Горкома ИЗО. С 1940 член СХ СССР.
Астапов Иван Степанович
1905, село Романовка Самарской губернии – 1982, ЛенинградГрафик, живописец, иллюстратор. Учился в Самарском художественном техникуме (с 1918), в студии Д.Н.Кардовского (1923–1929). Участник выставок с 1929. Заслуженный деятель искусств РСФСР. В годы войны находился в Ленинграде. Один из организаторов и ведущих художников "Боевого карандаша". Исполнил серию рисунков о Ленинградском фронте и ряд плакатов. Автор серии литографий, посвященных блокадному Ленинграду. Весной и летом 1942 выезжал для зарисовок на Волховский фронт.
Петров Юрий (Георгий) Николаевич
1904, Тбилиси — 9 июня 1944, Ленинградский фронтСоветский художник-живописец, график, иллюстратор.
Родился 16 августа 1904 года в Тбилиси, в семье художников: отец — Николай Филиппович Петров (1872—1941) — живописец и педагог, был преподавателем в Пензенском художественном училище, в Академии художеств в Санкт-Петербурге; мать — Александра Ивановна Тхоржевская-Петрова (род. 10 января 1876 года) — живописец, график. Жил и работал в Ленинграде. В 1925—1930 годах учился на живописном факультете Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН), присвоено звание художника-живописца. После окончания института в 1930 году работал в журнальной и книжной графике. С 1935 года был руководителем художественной редакции издательства «Детская литература», а также иллюстрировал произведения русских и зарубежных писателей: М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, У. Теккерея, Дж. Лондона и др. В 1930—1940 годах занимался эстампом, в 1941—1943 годах создавал сатирические плакаты, работал в коллективе ленинградских художников и поэтов «Боевой карандаш». Участник гражданской войны в Испании. Погиб на Ленинградском фронте.
Белкин Вениамин Павлович
1884, Верхотурье, Екатеринбургская губ. – 1951, ЛенинградЖивописец, график, художник книги. Автор пейзажей, портретов. Учился в Томском технологическом институте (1902), школе-студии А.П. Большакова в Москве (1904–1905) у М.М. Шестёркина, В.Э. Борисова-Мусатова, в Париже в частной академии (1907–1909) у Ж.-О. Девальера, Ш. Герена, Ш. Коттэ, М. Детома. Участник выставок с 1906 (Петербург). Член объединений и экспонент выставок: Общества им. Леонардо да Винчи (1906), Кружка русских художников в Париже «Монпарнас» (1907–1909), «Союз молодежи», «Мир искусства» (1909), «Община художников» (1921–1928), «Шестнадцать» (1922–1928), «Общество живописцев» (1928–1930). Член СХ с 1932. Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине в Петрограде (1921–1923), в Ленинградском архитектурном техникуме (1924–1927), ИЖСА ВАХ в Ленинграде (1928–1946). Совершил творческую поездку в Крым в 1939.
Билибин Иван Яковлевич
1876, поселок Тарховка близ Санкт-Петербурга — 1942, ЛенинградГрафик, художник театра. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1896–1900). Учился в РШ ОПХ (1895–1898), в школе А. Ашбе (1898) в Мюнхене, школе М. К. Тенишевой
(1898–1900) у И. Е. Репина, во ВХУ при ИАХ (1900–1904). Участник выставок с 1900. Член-учредитель объединения „Мир искусства“ (1900–1917). Участник выставок „Мир искусства“, СРХ и других (с 1900). Рисовал для журналов „Мир искусства“,„Адская почта“, „Жупел“,„Золотое руно“ и других. С 1907 работал для театра. Иллюстрировал и оформлял детские книги для издательств Петербурга: былины, народные сказки, сказки А. С. Пушкина (1900-е). Создатель глубоко своеобразного стиля книжного оформления, основой которого являются мотивы русского народного и средневекового искусства.
Совершил поездки в Швейцарию и Италию (1898), Вологодскую, Архангельскую (1902, 1903) и Олонецкую (1904) губернии, в Англию и Ирландию (1908), в Крым, в Палестину и Сирию (1924) и другие. После революции и до возвращения на родину жил в Каире, Александрии, Париже (1920–1936). Вслед за Е. Д. Поленовой стал создателем новой школы книжной графики, превратившей иллюстрированную книгу в произведение искусства. Преподавал в РШ ИОПХ (1907–1917), в Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1936-1942). В 1930-е иллюстрировал сказки А. С. Пушкина для Гослитиздата.
Отказавшись эвакуироваться ("Из осажденной крепости не бегут, а обороняются"), умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года.
Бучкин Дмитрий Петрович
1927, ЛенинградЖивописец, график. Мастер тематической картины и натюрморта, портретист, пейзажист. Сын известного художника и педагога Петра Дмитриевича Бучкина. До войны учился в ЛСХШ. Пережив блокаду с семьей, переехал на родину отца в Углич, где закончил школу. На фронт попал с последним призывом, весной 1945. В 1946-1952 учился в ЛВХПУ у А.М. Любимова, И.П. Степашкина, Р.Р. Френца. Участник выставок с 1953. С 1960 работал в промышленной графике. В 1989-1992 его работы были представлены на выставках "Ленинградская школа живописи" во Франции.
Бучкин Петр Дмитриевич
1886, деревня Софроново Тверской губернии –1965, ЛенинградЖивописец, график, педагог; автор исторических и жанровых картин, портретов, пейзажей. В 1899–1904 учился в ЦУТР, в 1904–1912 в ВХУ при ИАХ в Петербурге. Участник выставок с 1907. Член СХ с 1932. Преподавал в ИЖСА (1936–1940); в ЛВХПУ (1947–1965). С 1953 профессор.
Быльев-Протопопов Николай Михайлович
1907, Севастополь – 1986, Санкт-ПетербургГрафик, архитектор, писатель. Учился в ХУ Петросовета (1922–1924) и на архитектурном факультете при Гипроцементе (окончил в 1932) в Ленинграде. Участник выставок с 1925. Член СХ СССР. В годы Великой Отечественной войны находился в осажденном Ленинграде. Участник выпуска плакатов „Боевой карандаш“. В 1942 выезжал на партизанские базы Ленинградской области, где выполнил многочисленные зарисовки.
Верейский Георгий Семенович
1886, Проскуров Подольской губернии – 1962, ЛенинградГрафик, живописец; портретист, пейзажист. Учился на юридическом факультете в Харьковском университете (1904), в Санкт–Петербургском университете (1912); в студии Е.Е.Шрейдера в Харькове (1901–1905); в Новой художественной мастерской (1913–1916) у М.В.Добужинского, Б.М.Кустодиева, Е.Е.Лансере. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Действительный член АХ СССР (1949). В 1941 в Ленинграде участвовал в выпусках плакатов "Боевого карандаша", в 1942 создал серию портретов моряков Балтийского флота – Героев Советского Союза, рисовал на кораблях; за серию портретов деятелей советской культуры и науки (1944–1945) был удостоен Сталинской премии 2–й степени.
Курдов Валентин Иванович
1905, с. Завод Михайловский, Пермская губ. – 1989, ЛенинградЖивописец, график; рисовальщик, акварелист, иллюстратор. Учился в Пермских ГСХМ (1921), на ювелирном отделении Свердловского ХПИ (1922–1923), в Ленинграде во ВХУТЕИН (1923–1926) у А.Е. Карева, М.В. Матюшина, в ГИНХУК (1926–1927) у К.С. Малевича. Работал под руководством В.В. Лебедева в Детском отделении Госиздата (с 1926). Участник выставок с 1932. Один из организаторов выпуска плакатов "Боевой карандаш“ в Ленинграде (с 1939). В годы Великой Отечественной войны оставался в осажденном городе, выезжал на Волховский фронт, в партизанские отряды. Народный художник РСФСР (1976), лауреат Государственной премии имени И.Е. Репина (1982). Жил и работал в Ленинграде.
Муратов Николай Евгеньевич
1908, станица Шадарон, Забайкальская обл. - 1992, Санкт-ПетербургРодился 4 декабря 1908 года в станице Шадарон Забайкальской области.
Окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум. С 1930-х годов работал как художник-карикатурист, активно сотрудничал с газетами и журналами «Резец», «Юный пролетарий», «Чиж», «Пушка», «Бегемот», «Смена», «Литературный Ленинград», «Ленинские искры». Занимался оформлением детских книг. В 1939 году становится основателем и одним из авторов творческого объединения ленинградских художников «Боевой карандаш». С первых дней Великой Отечественной войны работал над созданием политических плакатов. Участвовал в противовоздушной обороне - регулярно нёс службу на крыше выставочного зала ЛОСХа, тушил зажигательные бомбы.
Гальба Владимир Александрович
Ец Иосиф Михайлович (Мовшевич, Моисеевич)
1907, Нижний Новгород - 25 сентября 1941, район Петергофа, ЛенинградРодился в 1907 году в Нижнем Новгороде. В 1929 окончил графический факультет Ленинградского художественного педагогического техникума (ныне — Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха). С 1931 работал иллюстратором в журналах «Рабочий и театр», «Ленинград», «Юный пролетарий», иллюстрировал также ряд детских книг для издательства детской литературы «Детгиз». Являлся активным членом творческого объединения Ленинградских художников «Боевой карандаш», рисовал политические плакаты. Летом 1941 был призван на службу в Военно-морской флот СССР. Командовал 3-м батальоном 1-й особой бригады морской пехоты. 25 сентября 1941 года пропал без вести во время боёв под Ленинградом (в районе Петергофа).
Вечная память
- Фрагмент рельефов Пискаревского кладбища
- 1960–1966
- Гипс. 165 x 110
- Государственный Русский музей
- СО-1016
Блокада. С сумками
- 1957-1960
- Керамика, глазурь. 28 x 19,5 x 11
- Государственный Русский музей
- СО-2826
Ленинградки. Женщины Ленинграда строят в 1941 баррикады
- 1947
- Бумага, офорт, акватинта. И.:42,0 х 54,7. Д.:42,0 х 54,7. Л.:64,8 х 76,5
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-4668
Раненый ребенок
- 1947
- Бумага, офорт. И.:38,1 х 27. Л.:39 х 28,5
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-7924
Клятва балтийцев
- 1946
- Холст, масло. 206 x 526
- Государственный Русский музей
- ЖС-1174
Дипломная картина «Клятва балтийцев» открывает творческий путь живописца, графика, монументалиста Мыльникова. Полотно предваряло мозаику для пантеона героев-балтийцев (к сожалению, осталась неосуществленной). Это редкое по своей трагедийности (особенно для той поры) произведение поныне остается значительной вехой не только для его автора. Крупные темные силуэты матросов, ассиметрично расположенные на фоне моря и пасмурного неба, прорезавшегося у горизонта светлой заметной полосой, возвышаются подобно монументу. В живой стене балтийцев — огромная внутренняя энергия, выраженная и в облике людей, и в нарастающем вверх движении. Во всем ощутим масштаб подвига сдержавших свою клятву. Здесь, в сущности, — образ-реквием. Созданное на основе недавних событий, произведение емко воплощает историческую и художественную достоверность, поражает масштабом творческого обобщения. По словам поэта-фронтовика М. А. Дудина, картина „воспринималась как памятник поколению, остановившему темную реку смерти, она воспринималась как разговор о будущем..." Высоко оценил диплом знаменитый ученый, профессор Н. Н. Пунин: «Этот холст был не просто картиной <...> такая связь людей на картине с <...> людьми в жизни <...> явление художественного порядка <...> это признак чувства современности». // Анатолий Дмитренко. Большая картина. СПб., 2006. С. 238.
Мальчик-партизан
- 1946
- Гипс тонированный. 47 x 30 x 22
- Государственный Русский музей
- СО-1058
В землянке
- 1945
- Холст, масло. 71 x 56 (в раме)
- Государственный Русский музей
- Ж-11290
За работой
- Из серии «Ленинград в дни Великой Отечественной войны»
- 1945
- Линогравюра. 25,9 х 18,3
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-7858
Медаль за оборону Ленинграда
- 1945
- Бумага, гуашь, уголь. 49,9 х 40,3
- Государственный Русский музей
- Рс-14221
Портрет профессора Починкова
- 1945
- Бронза. 19,3 x 8 x 8,5
- Государственный Русский музей
- СО-2212
В филармонии
- 1944
- Бумага, цветной карандаш. 29,8 x 21
- Государственный Русский музей
- РС-22412
Девушка - боец МПВО.
- 1944
- Бронза, гранит. 42 x 19 x 12; основание: 5 x 15,5 x 14
- Государственный Русский музей
- СО-706
Красной Армии рядовой
- 1944
- Холст, масло. 80,5 x 60,5 (в раме)
- Государственный Русский музей
- Ж-11291
Картина написана на Ленинградском фронте в феврале 1944 года.
Летчики
- 1944
- Бумага, тушь, акварель, кисть. 13,9 x 19,9
- Государственный Русский музей
- РС-17017
Моряк-балтиец
- 1944. Отлив 1962 года
- Бронза. 70,5 х 65 х 35
- Государственный Русский музей
- Со-1010
Мужской портрет
- 1944
- Бумага, акварель, белила. 41,3 x 28,9
- Государственный Русский музей
- РС-13949
Очистим советские воды Балтики от вражеской нечисти!
- Л.-М., "Искусство"
- 1944
- Бумага, офсет. И.:73,0 х 58,0. Л.:85,5 х 61,5
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2012
Под Нарвой. 1944 год
- 1944
- Бумага, чёрный карандаш, акварель. 15 x 21,2
- Государственный Русский музей
- РС-13330
Кондратьев прожил в Ленинграде всю блокаду, занимался маскировочными работами для аэродрома на Ржевке. Фонтанка и Моховая улица – маршруты почти ежедневных походов художника к Невскому проспекту, зданию райсовета, где сдавались эскизы, получались новые задания и где он получал оплату за сделанную работу талончиками в столовую. «Рисовать, как летописец», как писала в блокадном дневнике друг художника Т. Н. Глебова, было потребностью Кондратьева. В его зарисовках нет пафоса героизма, нет желания подчеркнуть ужас страдания. Они действительно документальны. (Людмила Вострецова) Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 422.
Видеофильм "Павел Кондратьев. Рисовать как летописец"
Рассказывает Людмила Новомировна Вострецова, старший научный сотрудник Русского музея
Саша-разведчик
- 1944
- Бумага, итальянский карандаш. 40,7 x 28
- Государственный Русский музей
- РС-6610
Сельский учитель
- Из серии «На Волховском фронте»
- 1944
- Бумага, тушь, перо, белила. 27 x 18,8
- Государственный Русский музей
- РС-13612
Фитингоф Георгий Петрович
1905, Псков – 1965, ЛенинградЖивописец, график, книжный иллюстратор. Учился в РШ ОПХ (1917), в ПХПТ у А. Р. Эберлинга, М. И. Авилова, в ВХУТЕМАС (1920–1926). С 1924 сотрудничал с издательствами „Мысль“, „Прибой“, с Госиздатом, с журналами „Вокруг света“, „Ленинские искры“. С 1938 и до конца жизни работал в издательстве „Детская литература“. В блокадном Ленинграде до мобилизации в армию выполнял задания СХ, работал для Центрального музея военно-санитарной службы Советской Армии.
Чернышев Михаил Васильевич
1908, село Кременки Ключищенской волости Симбирской губернии — 1994, Санкт-ПетербургЖивописец, график. Учился в художественной студии АХРР (1924–1926); во ВХУТЕИН (Ленинград, 1926–1930), в аспирантуре ИНПИИ (1930–1932). Участник выставок с 1931. Член ЛССХ (с 1946). Участвовал в боях на Ленинградском фронте, удостоен боевых наград, в том числе медали «За оборону Ленинграда». Преподавал в ЛХУ (1950–1953).
Яр-Кравченко Анатолий Никифорович (Кравченко Анатолий Николаевич)
1911, Благовещенск-на-Амуре— 1983, МоскваЖивописец, график; автор жанровых картин, портретов, пейзажей, иллюстратор книг. «Яр» в фамилии художника появилось в конце 1920-х по предложению поэта Н. А. Клюева. Учился с 1921 у В. Ю. Рябчевского в с. Святошино на Украине; в середине 1920-х в студии Буравкова в Киеве; до 1925 на подготовительных курсах при Киевском художественном институте; в Ленинграде в 1931 в студии В. Е. Савинского; в 1932–1938 в ИЖСА. Участник выставок с 1936. С 1951 секретарь Оргкомитета СХ СССР. В 1972–1977 председатель правления Всесоюзного общества филателистов.
В годы ВОВ сотрудничал в газете «Атака», окончил войну в Берлине лейтенантом авиации. В 1943 организовал Творческое объединение ленинградских художников-фронтовиков, тогда же их выставка прошла в Ленинграде и в Москве. Награжден орденом ВОВ 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За оборону Ленинграда». В 1947 выпустил альбом литографий «Галерея советских писателей». Народный художник РСФСР (1969), заслуженный деятель искусств Литовской ССР. Сталинская премия 2-й степени (1947).
Летом 1941 ушёл добровольцем на фронт. Служил в авиации маскировщиком в летных частях, оборонявших Ленинград, стрелком-радистом на пикирующих бомбардировщиках, художником редакции армейской газеты, где печатались рисунки художника, портреты Героев Советского Союза тиражировались в виде открыток.
После окончания войны при поддержке Государственного Литературного музея приступил к созданию портретного цикла выдающихся советских писателей (всего им было создано их более 300).
Белуха Евгений Дмитриевич
1889, Симферополь — 1943, ЛенинградГрафик. В учился у В. В. Матэ в Петербурге (1911), в ВХУ при ИАХ (1912–1913), в ПГСХУМ (1918 ) у В. И. Шухаева. Участник выставок с 1918: Общины художников (1921–1922), картин петроградских художников всех направлений (1923), оригинальных рисунков петроградских книжных знаков (1923), „Русский книжный знак“ (Казань, 1923), русских книжных знаков (Ленинград, 1926), Юбилейной изобразительных искусств (Ленинград, 1927), „Графическое искусство в СССР. 1917–1928“ (Ленинград, 1928), „Художественный экслибрис. 1917–1923“ (1928); международных во Флоренции (1922), Париже (1925), Лейпциге (1927), Кельне (1928). С 1911 работал для журналов („Весь мир“, „Огонек“, „Солнце России“), с 1918 — для газет Петрограда. Расписывал фарфоровые изделия на ГФЗ (1920-е); работал для издательств „Петроград“, „Academia“, ГИЗ, „Прибой“, „Мысль“, „Время“ (1920–1930-е). В годы Великой Отечественной войны в Ленинграде выполнял плакаты, создал серию рисунков „Ленинград в дни блокады“.
Интенсивно работавший в журнальных и книжных издательствах Евгений Белуха не был открывателем новых путей в сфере графики, но его искусство, в зависимости от конкретных художественных задач, то — строгое, отмеченное чертами своеобразного пуризма, то — изящно-декоративное, характерно отражает стилистику и идеи петроградской графики неоклассицизма.
Бутрова Мария Николаевна
1905–1989Глебова Татьяна Николаевна
1900, Санкт-Петербург — 1985, ПетергофЖивописец, график; акварелист, иллюстратор; художник театра и кино, занималась промышленной графикой. В юности училась в консерватории, затем в частной студии А. И. Савинова (1924–1925). В 1925 познакомилась с П. Н. Филоновым. Член группы МАИ (1926–1932). Участница выставок с 1927. Участвовала в выставке группы в Доме печати (1927) и оформлении книги „Калевала“ (1932). Работала в журналах „Еж“ (с 1928) и „Чиж“ (с 1931). Иллюстрировала книги О. Ф. Берггольц, С. Я. Маршака, Д. И. Хармса, А. И. Введенского и других для Детгиза, ГИЗ, „Молодой гвардии“. Оформила постановку оперы Р. Вагнера „Нюрнбергские мейстерзингеры“ в МАЛЕГОТ вместе с В. В. Дмитриевым (1931–1932). Жила в блокадном Ленинграде (1941–1942), вела дневник, делала зарисовки для задуманного полотна на тему блокады. В 1942 уехала в эвакуацию в Алма–Ату. Вернулась в Ленинград в 1945. Выполняла эскизы костюмов для студии „Казахфильм“. Работала в ленинградских издательствах (1949–1950), в Торговой палате (1950-е). Написала воспоминания о П. Н. Филонове (1967). Жила и работала в Ленинграде (Старый Петергоф).
Кирпичникова Татьяна Сергеевна
1899, Архангельск – 1984, ЛенинградСкульптор. Училась в ПГСХМ–ВХУТЕМАС (1918–1924) в Петрограде у Г.Р.Залемана, В.В.Лишева. В аспирантуре у В.В.Лишева (1925–1926). Работала в мастерской Р.Р.Баха. Участник выставок с 1924. В годы войны находилась в Ленинграде. Продолжала творческую работу, создала галерею образов защитников осажденного города.
Кобелев Василий Алексеевич
1895, Оса, Пермская губерния –1946Кондратьев Павел Михайлович
1902, Саратов - 1985, ЛенинградИллюстратор, литограф, рисовальщик, живописец. Учился в Ленинградском ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1921-1926) у А.И.Савинова, А.Е.Карева, М.В.Матюшина, А.А.Рылова. Участник выставок с 1927. Член объединения «Мастера аналитического искусства» (1927-1939). Посещал занятия К.С.Малевича в ГИНХУКе.
Участвовал в Великой Отечественной войне (1941-1945). В первые месяцы войны был командирован ЛОСХом в маскировочную службу армии. В Ленинграде провел блокадную зиму 1941-1942. Сохранились рисунки и акварели художника военного времени, повествующие о жизни в осажденном городе. Прошел дорогами войны от Ленинграда до Восточной Пруссии, находясь на фронтах под Нарвой, Либавой и Кингисепом.
Ленинград. 18 января. Прорыв блокады
- 2015
- Холст, масло. 200 x 250
- Государственный Русский музей
- ЖС-2649
Блокада. Ленинград. Мать и дитя
- 1989
- Бронза, дерево.
- Государственный Русский музей
- СО-3271
Михаил Владимирович Переяславец (1949‒2020) ‒ известный московский скульптор, продолжатель художественной династии Переяславцев. Произведение мастера «Блокада. Ленинград. Мать и дитя» (1989, бронза, дерево) напоминает о трагической истории Ленинграда-Петербурга. Переяславец выполнил свою скульптуру с предельным реализмом ‒ со страшной достоверностью изображена мертвая мать, обернутая простыней и перевязанная веревкой, с босыми ногами и руками, скованными в предсмертном жесте и стоящий перед ней, смотрящий на неё закутанный маленький ребенок. Скульптура производит мощное впечатление на людей другого поколения, не знавших войны, испытаний и страданий. Эмоциональность, вложенная автором в художественный образ, является характерной особенностью произведений Переяславца, особенно касающихся темы войны.
На перекрестке
- Из серии «Ленинградцы. 1941-1942 гг»
- 1989
- Бумага, гравюра на картоне. И.: 40,2 х 53,6. Л.: 46,5 х 59,6;
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-19066
В фондах Русского музея хранится около 40 графических произведений Елены Оскаровны Марттилы (1923 г.р.), а в Отделе рукописей – ее дневник, написанный в блокадные дни в Ленинграде. Юная Лена оказалась талантливым бытописателем и, несмотря на всю молодость, мудрым, наблюдательным, сильным человеком. Она навсегда запомнила слова директора художественного училища на Таврической (единственное художественное учебное заведение, работающее в годы блокады в Ленинграде) Яна Константиновича Шабловского: «Смотрите, запоминайте, вы – художники. Вам потом рассказывать об этом людям». И в ответ на это в ее дневнике появляется запись: «Вдруг и верно придется. У меня нет чувства гибели и города, и меня. Я… верю в победу в жизни…».
Рисунки, сделанные карандашом Еленой Марттилой на блокнотной бумаге, как пунктир ведут к произведениям, созданным позднее уже зрелым художником. Они, конечно, отличаются мастерством и владением графическим материалом, передают чувства и переживания взрослого человека. Но в эстампах и рисунках карандашом и углем – во всех листах присутствуют мотивы, герои, властно требовавшие рассказать о себе юную художницу блокадных лет. Именно они являются теперь свидетельством того грозного времени и характеризуют человека, который по-прежнему остается для нас примером настоящего служения искусству, людям, Родине.
По материалам: Наталья Козырева. Художник Елена Марттила и ее блокадные дневники // Ленинградский художник Елена Марттила. СПб, 2005. с. 18.
Зима 1942-го
- 1988
- Холст, масло. 70 x 60 (в раме)
- Государственный Русский музей
- ЖС-539
Ленинград. 1941 год
- 1974
- Холст, масло. 100 x 135
- Государственный Русский музей
- Ж-10722
Холод Блокады
- 1974
- Бронза, камень, литье. 15 х 25 х 13
- Белгородский государственный художественный музей
- С-5
Небольшая скульптурная композиция, решенная обобщенными формами, отражает боль жителей блокадного Ленинграда, переживших нечеловеческие испытания голодом и холодом.
Блюдо "Блокада снята"
- 1973
- Фаянс, роспись подглазурная, полива. 5,6 х 37,5 х 38
- Тверская областная картинная галерея
- КП-3847. Д-1166
Конаковский фаянсовый завод им. М.И.Калинина
На дне синяя подглазурная метка (авторская монограмма: "НК 73")
На дне надпись: "Блокада"; рядом надпись синими чернилами, покрытая лаком: "снята"
Зима 1941-42 гг
- 1967
- Гранит. 70 x 55 x 60
- Государственный Русский музей
- СО-834
В 1944 году
- 1966
- Бумага, офорт. 64,4 х 78,5; 48,5 х 58,5
- Новокузнецкий художественный музей
- Г-1116
Юрий Михайлович Непринцев был художником-фронтовиком, видевшим как после снятия блокады в опустошенный, разрушенный Ленинград возвращаются его жители, и город оживает. Тема возрождения мирной жизни нашла отражение в работе Юрия Непринцева «Весна 1943 года» из серии офортов "Ленинградцы" (1960–1967).
Модель памятника «Дорога жизни»
- 1966
- Бронза. 24 x 68 x 9
- Государственный Русский музей
- СО-1229
Февраль 1942
- 1964
- Бумага, офорт. И.:64,4 х 48,5. Д.:64,4 х 49,3. Л.:90,9 х 62
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-15202
Март 1942
- 1962
- Бумага, офорт. И.:47,4 х 58,2. Д.:48,8 х 59,2. Л.:61,7 х 88,8
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-15201
Весна 1943 года
- 1961
- Бумага, акватинта, офорт. Л. 91,0 х 61,6; и. 67,0 х 43,0
- Новокузнецкий художественный музей
- Г-296
Юрий Михайлович Непринцев был художником-фронтовиком, видевшим как после снятия блокады в опустошенный, разрушенный Ленинград возвращаются его жители, и город оживает. Тема возрождения мирной жизни нашла отражение в работе Юрия Непринцева «Весна 1943 года» из серии офортов "Ленинградцы"
Ленинградка (В сорок первом)
- 1961
- Холст, масло. 145 x 235
- Государственный Русский музей
- Ж-11607
Борис Сергеевич Угаров ‒ известный советский живописец, народный художник СССР, кандидат искусствоведения, педагог, профессор. Уроженец Ленинграда, Борис Угаров во время войны добровольцем уходит в Народное ополчение. Он провёл всю войну артиллеристом-наводчиком на Ленинградском и Волховском фронтах, в Карелии и на Дальнем Востоке.
Память о Блокаде Ленинграда — рана, которая никогда не заживет. Осознать, понять, прожить и дать оценку страшным 872 дням войны в осажденном городе через искусство пытаются художники вот уже более семидесяти лет. В блокадном Ленинграде подвиг и трагедия простых людей достигли абсолюта. Борис Угаров, служивший под Ленинградом еще во время войны, почувствовал необходимость художественно осмыслить трагичную судьбу города-героя. В 1945 году он запишет в дневнике: «Очень волнует тема Ленинграда в блокаде. Мне хочется передать хоть частичку тех чувств и переживаний, которые владели ленинградцами в те времена… Мороз, при котором трудно дышится, стоит над Ленинградом. Набережная Невы. Одинокие человеческие фигурки передвигаются по глубокому снегу…».
Спустя шестнадцать лет Угаров создает образ волевой ленинградки в знаменитой картине «Ленинградка (В сорок первом)». Она обессилена холодом и голодом, но не сломлена и, превозмогая слабость, как и сотни тысяч ленинградцев, добывает драгоценную воду из зимней Невы. «Это очень конкретный рассказ о зиме сорок первого года. Но в то же время есть в нем ощущение вечного, которое возникает только тогда, когда сила жизненного впечатления становится искусством. Человек прекрасен в самые трудные минуты, пока остается человеком. И если его красоту удалось воплотить, картина состоялась», — напишет о «Ленинградке» В. А. Леняшин.
Егор Могилевский. «ЛУЧШАЯ ПАМЯТЬ ИМ — ПРАВДА…» // Память. К 75-летию победы в Великой Отечественной войне . СПб, 2020. С. 6.
На концерт (зима 1941-42 гг.)
- 1961
- Бумага, автолитография. И.: 49,7 х 64,2. Л.: 59,7 х 76,0
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-19065
В фондах Русского музея хранится около 40 графических произведений Елены Оскаровны Марттилы (1923 г.р.), а в Отделе рукописей – ее дневник, написанный в блокадные дни в Ленинграде. Юная Лена оказалась талантливым бытописателем и, несмотря на всю молодость, мудрым, наблюдательным, сильным человеком. Она навсегда запомнила слова директора художественного училища на Таврической (единственное художественное учебное заведение, работающее в годы блокады в Ленинграде) Яна Константиновича Шабловского: «Смотрите, запоминайте, вы – художники. Вам потом рассказывать об этом людям». И в ответ на это в ее дневнике появляется запись: «Вдруг и верно придется. У меня нет чувства гибели и города, и меня. Я… верю в победу в жизни…».
Рисунки, сделанные карандашом Еленой Марттилой на блокнотной бумаге, как пунктир ведут к произведениям, созданным позднее уже зрелым художником. Они, конечно, отличаются мастерством и владением графическим материалом, передают чувства и переживания взрослого человека. Но в эстампах и рисунках карандашом и углем – во всех листах присутствуют мотивы, герои, властно требовавшие рассказать о себе юную художницу блокадных лет. Именно они являются теперь свидетельством того грозного времени и характеризуют человека, который по-прежнему остается для нас примером настоящего служения искусству, людям, Родине.
По материалам: Наталья Козырева. Художник Елена Марттила и ее блокадные дневники // Ленинградский художник Елена Марттила. СПб, 2005. с. 18.
Блокада (Женщина с мальчиком)
- Фрагмент рельефов Пискаревского кладбища
- 1960–1966
- Гипс. 200 x 85
- Государственный Русский музей
- СО-1015
Кочергин Н.М. Дежурная. Из серии "Ленинград в блокаде". 1960
- 1960
- Бумага на фанере, карандаш, уголь, гуашь, пастель. 93 х 70 (78,8 х 56) (в свету)
- Тверская областная картинная галерея
- КП-1969. Г-2801
Ленинградское художественное училище (Таврическое)
- Вторая половина XX в.
- Бумага, гравюра на картоне. И.: 40,0 х 46,0. Л.: 44,3 х 50,8 (ок.)
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-19064
В фондах Русского музея хранится около 40 графических произведений Елены Оскаровны Марттилы (1923 г.р.), а в Отделе рукописей – ее дневник, написанный в блокадные дни в Ленинграде. Юная Лена оказалась талантливым бытописателем и, несмотря на всю молодость, мудрым, наблюдательным, сильным человеком. Она навсегда запомнила слова директора художественного училища на Таврической (единственное художественное учебное заведение, работающее в годы блокады в Ленинграде) Яна Константиновича Шабловского: «Смотрите, запоминайте, вы – художники. Вам потом рассказывать об этом людям». И в ответ на это в ее дневнике появляется запись: «Вдруг и верно придется. У меня нет чувства гибели и города, и меня. Я… верю в победу в жизни…».
Рисунки, сделанные карандашом Еленой Марттилой на блокнотной бумаге, как пунктир ведут к произведениям, созданным позднее уже зрелым художником. Они, конечно, отличаются мастерством и владением графическим материалом, передают чувства и переживания взрослого человека. Но в эстампах и рисунках карандашом и углем – во всех листах присутствуют мотивы, герои, властно требовавшие рассказать о себе юную художницу блокадных лет. Именно они являются теперь свидетельством того грозного времени и характеризуют человека, который по-прежнему остается для нас примером настоящего служения искусству, людям, Родине.
По материалам: Наталья Козырева. Художник Елена Марттила и ее блокадные дневники // Ленинградский художник Елена Марттила. СПб, 2005. с. 18.
Улица Восстания
- Из серии «Ленинградцы. 1941-1942 гг.»
- Вторая половина XX в.
- Бумага, автолитография. И.:49,7 х 40,3. Л.:62,0 х 43,3
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-19067
Блокада. За водой
- 1957-1960
- Керамика. 24 x 11 x 10
- Государственный Русский музей
- СО-2824
Конашевич Владимир Михайлович
1888, Новочеркасск – 1963, ЛенинградГрафик, акварелист, иллюстратор, педагог. Учился в МУЖВЗ (1906–1914). Преподавал во ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1921–1930). Участник выставок с 1922. Профессор, доктор искусствоведения. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
В годы войны в осажденном Ленинграде работал в книжной, станковой, журнальной графике, делал плакаты, участвовал в работе над живописными агитпанно к 25–й годовщине Октября (1942), в возобновлении деятельности детского отдела Гослитиздата. Работал над рукописью книги воспоминаний.
Лишев Всеволод Всеволодович
1877, Петербург — 1960, ЛенинградСкульптор. Учился в студии X.А.Фельдмана в Петербурге (1906—1913); ВХУ при ИАХ. Участник выставок с 1917. В Ленинграде находился в начальный период блокады. Впечатления того времени воплотил в большой серии скульптурных эскизов, работал также в жанре портрета (образы защитников Ленинграда). В 1942 получил Сталинскую премию за скульптурную фигуру Н.Г.Чернышевского (1940—1941) для памятника в Ленинграде.
Марттила Елена Оскаровна
1923, Петроград - 2022, Котка, ФинляндияГрафик, художник театра, педагог. Училась в Школе юных дарований при АХ (1934-1941), Ленинградском художественном училище (ЛХУ, 1941-1945). Преподавала в ЛХУ (с 1948), в ЛПИ (с 1949), Участник выставок с 1950. В годы войны оставалась в Ленинграде. Создала зарисовки жизни осажденного города. Последние годы жила в Финляндии.
Николаев Василий Александрович
1906, Пятигорск – август 1943, ЛенинградЖивописец, график. Учился: 1925–1927 – Ростовская ХШ. Участник выставок с 1927. Член АХРР – 1927–1929. Приехал в Ленинград – 1927. Активно сотрудничал в объединении ленинградских художников «Боевой карандаш», выпускавшем литографированные военные и политические плакаты – 1941–1945. Выезжал на фронт в 1942, где исполнил серию зарисовок.
Николаев Ярослав Сергеевич
1899, Шавли (Шауляй), Ковенская губерния – 1978, ЛенинградЖивописец.
Учился: 1917 – студия К.К. Зеленевского, Томск; 1917–1918 – Томский университет, юридический факультет; 1925–1928 – ГХМ (студия И. Л. Копылова), Иркутск. Участник выставок с 1927. Член и экспонент: "общество иркутских художников" – 1920–1929; АХЗ – 1930–1932. Член ЛОСХ (с 1932, председатель правления – 1948–1951). Жил и работал в Ленинграде в годы блокады, создал ряд картин, посвященных героической обороне города. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), народный художник РСФСР (1975).
В отреставрированных залах музея начата развеска картин знаменитых русских художников
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
Раскатка с вала картины В.Д. Поленова «Христос и грешница». 17 апреля 1946 г.
Фото ТАСС
Вскрывают ящики с картинами, возвращенными из эвакуации
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
В центре А.Н. Савинов, М.В. Фармаковский. 1946 г.
Фотограф Г.И. Луговой
Монтажные работы в зале № 37 Русского музея. 1946 г.
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо зав. Отделом Древнерусского искусства Ю.Н. Дмитриев, ученый секретарь Казаченко (?), и. о. директора Государственного Русского музея П.К. Балтун, В.Н. Петров, Н.Н. Новоуспенский, рабочий Ш.Б. Мамлеев, неизвестный, О.А. Спицына, зав. Отделом скульптуры Г.М. Преснов, реставратор М.Н. Марков.
Послевоенная экспозиция. Установка скульптуры Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком»
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
О.В. Волкова, В.В. Алексеева, Л.С. Пушникова, Г.М. Преснов, П.К. Балтун и рабочие.
17 октября 1945 г. прибыли первые экспонаты, эвакуированные в 1941 г. в г. Пермь
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Война окончена. Подъем скульптуры Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» из укрытия в Михайловском саду
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Подъем скульптуры Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» из укрытия в Михайловском саду
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Рабочие и Г.М. Преснов (второй слева направо)
Распаковка ящиков со скульптурой, прибывших из г. Перми (г. Молотова)
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Слева А.Ф. Новомлинский, Г.М. Преснов, М.В. Фармаковский, О.Г. Бенуа. 17 октября 1945 г.
Фото ТАСС.
Сотрудники Русского музея в г. Молотове
- 1944
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо А.Н. Савинов, М.Н. Каменская, Т.А. Дядьковская, К.Е. Костенко в г. Молотове (ныне г. Пермь).
Анфилада залов в здании советского искусства Государственного Русского музея
- 1943
- Бумага, масло. 50,6 х 43,5
- Государственный Русский музей
- Жб-1989
Внутренний вид в здании Советского искусства Государственного Русского музея
- 1943
- Бумага, масло. 38,8 х 31,8
- Государственный Русский музей
- Жб-1988
Ленинград. Русский музей. Август 1943 года Второй академический зал
- 1943
- Бумага, тушь. 58,7 x 87,6
- Государственный Русский музей
- РС-828
Ленинград. Русский музей. Август 1943 года. Белоколонный зал
- 1943
- Бумага, тушь. 87 x 62,3
- Государственный Русский музей
- РС-827
Ленинград. Русский музей. Август 1943 года. Второй зал Александра Иванова
- 1943
- Бумага серая, тушь, белила. 77,5 x 54,5
- Государственный Русский музей
- РС-821
Ленинград. Русский музей. Август 1943. Первый академический зал
- 1943
- Бумага, уголь, гуашь, белила. 41,7 х 31
- Государственный Русский музей
- Рс-820
Художник В. Н. Кучумов в годы войны жил и работал в Ленинграде. Он создал серию живописных и графических работ, запечатлевших разрушения, причиненные Русскому музею и Эрмитажу.
Ленинград. Русский музей. Здание отдела советского искусства. Август 1943
- 1943
- Бумага, акварель, тушь, белила. 102,5 х 67,2
- Государственный Русский музей
- Рс-829
Художник В. Н. Кучумов в годы войны жил и работал в Ленинграде. Он создал серию живописных и графических работ, запечатлевших разрушения, причиненные Русскому музею и Эрмитажу.
Русский музей. После обстрела Зал искусства первой половины XVIII века
- 1943
- Бумага серая, тушь, белила. 44,2 x 54,8
- Государственный Русский музей
- РС-22555
Проверка состояния сохранности и переупаковка скульптуры
- 1942
- .
- Государственный Русский музей
1 ряд: М.Г. Фракман, В.Е. Фармаковская, В.В. Алексеева. 2 ряд: Ю.Н. Дмитриев, В.Г. Демидюк, В.С. Макеева, В.Г. Панова, М.Г. Слонимская.
Русский музей
- 1942
- Бумага, гуашь. 41 х68,8
- Государственный Русский музей
- Рс-1474
Слушают доклад главного хранителя ГРМ М.В. Фармаковского
- 1942
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо сидят М.В. Фармаковский, Ю.Н. Дмитриев, и. о. директора ГРМ Г.Е. Лебедев, М.Г. Фракман, В.В. Алексеева, В.Е. Фармаковская,, М.Г. Слонимская. Стоят В.С. Макеева – комендант здания, В.С. Дреммог, В.Г. Демидюк, В.Г. Панова.
Платунов Михаил Георгиевич
1887, село Мари-Турек Вятской губернии – 1972, ЛенинградЖивописец, график, преподаватель. Учился в казанском художественном училище (окончил в 1906), в ВХУ при ИАХ (1906–1914). Преподавал в ИЖСА (с 1940-х). Профессор. Участник выставок с 1918. В годы войны до марта 1942 находился в Ленинграде. Создал серию пейзажей осажденного города.
Кучумов Василий Никитич
1888, Ярославская губерния – 1959, ЛенинградЖивописец, график, монументалист; автор жанровых картин, пейзажей, интерьеров. Учился в пензенском XУ им. Н.Д.Селиверстова (около 1909), в ИАХ (1909–1916) у В.Е.Маковского. Участник выставок с 1913. В годы войны жил и работал в Ленинграде. Создал серию живописных и графических работ, запечатлевших разрушения, причиненные ГРМ и ГЭ.
Слава Победителям!
- 1946
- Бумага, хромолитография. 88 х 59
- Государственный Русский музей
- ГрПл-2068
Весенние работы Красной Армии
- Боевой карандаш № 88
- 1944
- Бумага, литография. 52,1 х 35,4
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2433
Восстановим промышленность Ленинграда!
- Боевой карандаш № 96
- 1944
- Бумага, хромолитография. 52,8 х 34,4
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-141
Встреча предка с потомком
- Боевой карандаш № 86
- 1944
- Бумага, литография. 35,6 х 54,4
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2431
Очистим советские воды Балтики от вражеской нечисти!
- Л.-М., "Искусство"
- 1944
- Бумага, офсет. И.:73,0 х 58,0. Л.:85,5 х 61,5
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2012
С наступающим!
- Боевой карандаш № 103
- 1944
- Бумага, хромолитография. 54,2 х 33,5
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-256
Трудящиеся Ленинграда!
- Боевой карандаш № 95. Л.: ЛССХ, 1944
- 1944
- Бумага, литография. 53,1 х 36,9
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2437
Юноши и девушки города Ленина, самоотверженно трудитесь на помощь фронту!
- 1944
- Бумага, автолитография. 72,2 х 47,2
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-643
Военное лихолетье отняло у многих подростков детство — они заменили ушедших на фронт или погибших взрослых на различных видах производства. И эта тема также активно пропагандировалась — плакаты взывали к чувству патриотизма, самоотверженности в оказании помощи родной стране.
Екатерина Климова. Дети в советском плакате (1917-1950) // Дети Страны Советов. СПб, 2017. С. 15
«Новое» в немецкой стратегии и печати
- Боевой карандаш № 71
- 1943
- Бумага, литография. 35,8 х 52,1
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2423
Балтийцы на дозоре!
- Л., Искусство, 1943
- 1943
- Бумага, автолитография. И.:31 х 23,5. Л.:38 х 26,7
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2368
За Родину! За Сталина! Вперед, балтийцы, на разгром врага!
- Ленинград, Гос. изд. "Искусство"
- 1943
- Бумага, автолитография. И.:67,5 х 48,2. Л.:70,5 х 51,0
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2092
За жизнь, за Родину, за Ленинград!
- Боевой карандаш 82. 1943 Л., ЛССХ
- 1943
- Бумага, автолитография. 35,6 х 52,6
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-601
Медаль «За оборону Ленинграда»
- Л.: Искусство, 1943
- 1943
- Бумага, хромолитография. 81,7 х 60,6
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2088
Молодежь города Ленина!
- Л., ЛССХ
- 1941 - 1945
- Бумага, литография. 28,4 х 43,6
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2441
На запад!
- 1943
- Бумага, хромолитография. 50,7 х 33
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2359
Напоролся!
- Боевой карандаш №79
- 1943
- Бумага, литография. 52,8 х 35,8
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2427
Партизаны и партизанки!
- Боевой карандаш № 67. 1943 Л., ЛССХ
- 1943
- Бумага, литография. 35,8 х 53,1
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2420
Сказка о рыбаке и рыбке
- Боевой карандаш № 77
- 1943
- Бумага, литография. И.: 33,2 х 49,5. Л.: 36,5 х 53,5
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2425
Товарищи! Укрепляйте группы самозащиты в домах!...
- Ленинград, Гос. изд. "Искусство"
- 1943
- Бумага, автолитография. И.:58,4 х 42,4. Л.:72,0 х 45,5
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2085
Тыл и фронт
- Боевой карандаш № 62. Боевой карандаш № 81
- 1943
- Бумага, хромолитография. 52,8 х 35,7
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-480
Корецкий Виктор Борисович
1909, Киев – 1998, МоскваПлакатист. Учился в московской средней изо–профшколе (1922–1929). Участвовал в выставках с 1932. Работал в плакате с 1931; один из ведущих мастеров фотомонтажного плаката в 1940–1950–е. Жил в Москве. Лауреат Сталинских премий 1946, 1949 за плакаты военных лет.
Королев Иван Павлович
1888—1942Кочергин Николай Михайлович
1897, с. Всесвятское (Москва) - 1974, МоскваЖивописец, график, плакатист, иллюстратор, театральный художник. Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1908–1910). В Красной армии (с 1918): в Высшей школе военной маскировки, занимался художественной агитацией при Н. И. Подвойском на Украине, в т. ч. создавал рисованные плакаты. Один из создателей политического плаката. С 1919 жил в Москве, сотрудничал с Литиздатотделом ПУР. Организатор «Окон РОСТА» в городах Кавказа (Баку, Тбилиси, 1920, 1921). В дальнейшем постоянно работал в области журнальной графики и иллюстрации. // Плакат эпохи революции. СПб. 2017. С. 117.
Заслуженный художник РСФСР.
Продолжая занятия в училище, Николай Кочергин увлекся скульптурой из дерева, а через некоторое время был даже назначен помощником заведующего резчицкой деревянной мастерской. Летом 1918 года он вступил добровольцем в Красную Армию и вскоре был направлен в высшую школу военной маскировки (ВШВМ).
Кочергин создавал советский плакат, работал для газет и журналов двадцатых-сороковых годов в карикатуре, в оформлении периодических изданий «Красная панорама», «Огонек», «Вокруг света» и «Мир приключений».
После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, основным делом Кочергина стала агитационно-плакатная тематика. В блокадном Ленинграде принимал участие в создании «Окон ТАСС». Весной 1942 был вывезен в тяжелом состоянии из города «дорогой жизни» по льду Ладожского озера. Кочергин с семьей эвакуировался в город Фрунзе. В конце сороковых годов художником был создан ряд монументальных полотен – «Новгород наш» (1946), «Ленинградцы» (1948), «Штурм Зимнего дворца» (1950).
Послевоенный период отмечен крупными успехами Кочергина в иллюстрировании детской книги. Художник начал выступать с рисунками в детских журналах. Важным этапом в развитии творчества Кочергина стали рисунки к карело-финскому эпосу «Калевала».
Пахомов Алексей Федорович
1900, деревня Варламово Вологодской губернии — 1973, ЛенинградЖивописец, график, иллюстратор. Блестящий рисовальщик и признанный мастер литографии. Занимался также монументальным искусством, плакатом, скульптурой.
Учился в ПУТР барона А. Л. Штиглица—СВОМАС (1915–1917, 1920–1922) у М. В. Добужинского, В. И. Шухаева, С. В. Чехонина, Н. А. Тырсы, В. В. Лебедева, А. Е. Карева; в ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1922–1925) у А. И. Савинова. Участник выставок с 1921. Участник "Объединения новых течений в искусстве“ (1926–1932). Член правления ЛОССХ с 1932. Работал в журналах, иллюстрировал детские книги (1920–1930-е). Преподавал в ИЖСА (1948–1973). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), Лауреат Сталинской премии второй степени (1943) и Государственной премии СССР (1973), Народный художник РСФСР (1963), Действительный член АХ СССР (1964), Народный художник СССР (1971). Сталинская премия (1946) за серию литографий "Ленинград в дни войны и блокады“ (1941–1944). Золотая медаль Международной выставки в Париже (1937) за панно "Дети Страны Советов“ для Советского павильона. Жил и работал в Ленинграде.
Тамби Владимир Александрович
1906, Санкт-Петербург – 1955, ЛенинградУчился в мастерских рабочих художников Пролеткульта (1920), ВХУТЕМАС (1921–1924). Участник выставок с 1924. Член Общины художников (с 1925). Работал в экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ, в Детском отделении Госиздата (1930-е), в «Боевом карандаше» (1941). Художественный редактор Государственного издательства Эстонии (1944–1946).
Художники, погибшие в Ленинграде в годы блокады АЛЕКСЕЕВ Александр Гаврилович (1911––1941) — живописец, график
|
||
|
ИЗОмарафон "Художник и война" 2020 ИЗОмарафон «Художник и война» 2021
|
|
|
П.К. Балтун. Русский музей - эвакуация, блокада, восстановление. Воспоминания директора Государственного Русского музея. Москва. 1981 | |
Ольга Берггольц читает свое стихотворение "Нам от тебя теперь не оторваться" | ||
АН – Академия наук
АХР – Ассоциация художников революции
АХРР – Ассоциация художников революционной России
ВАХ – Всероссийская Академия художеств
ВГИК – Всесоюзный государственный институт кинематографии
В(Г)СХМ – Высшие (государственные) свободные художественные мастерские
ВХУ – Высшее художественное училище
ВХУТЕИН – Высший художественно-технический институт
ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские
ГИНХУК – Государственный институт художественной культуры
ГРМ – Государственный Русский музей
ГСХМ – Государственные свободные художественные мастерские
ГТГ – Государственная Третьяковская галерея
ГФЗ – Государственный фарфоровый завод
ИАХ – Императорская Академия художеств
ИЖСА – Институт живописи, скульптуры и архитектуры (с 1944 – им. И. Е. Репина)
ИЗО Наркомпроса – Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения
ИЗОГИЗ – Государственное издательство изобразительного искусства
ИНПИИ – Институт пролетарского изобразительного искусства
КДИ – Комитет по делам искусств
Л(В)ХПУ – Ленинградское (высшее) художественно-промышленное училище (1953–1994 – им. В. И. Мухиной)
ЛМД – Ленинградский Монетный двор
ЛОСХ – Ленинградское отделение Союза художников
ЛФЗ – Ленинградский фарфоровый завод
ЛХУ – Ленинградское художественное училище (с 1968 – им. В. А. Серова)
МГХИ – Московский государственный художественный институт (с 1948 – им. В. И. Сурикова)
МПВО – Местная противовоздушная оборона
МУЖВ(З) – Московское училище живописи, ваяния (с 1866 – и зодчества)
МХК – Музей художественной культуры
НИМ РАХ – Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
НЭП – новая экономическая политика
ОМАХР – Объединение молодежи АХР
ОРС – Общество русских станковистов
ОРХ – Общество русских художников
ОСОАВИАХИМ – Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству
ОХУ – Одесское художественное училище
ПГСХУМ – Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские
РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия
РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
РШ – рисовальная школа
СНК – Совет Народных Комиссаров
СОРАБИС – Союз работников искусств
СССР – Союз Советских Социалистических Республик
СХ – Союз художников
СХУМ – Свободные художественно-учебные мастерские
СХШ – средняя художественная школа
СЦХПУ – Строгановское центральное художественно-промышленное училище
ТПХВ – Товарищество передвижных художественных выставок
ТЭИИ – Товарищество экспериментального изобразительного искусства
ХРМ–ПХПТ–ЛХПТ – Художественно-ремесленные мастерские ОПХ (1896–1923) – Петроградский (1923–1924) Ленинградский художественно-промышленный техникум (с 1924)
ХФ – художественный фонд
ЦУТР – Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица