Расширенный поиск по коллекциям
Да будет мерой чести Ленинград!
Выставка подготовлена к 80-летию снятия блокады Ленинграда и объединяет около 400 произведений из коллекции Русского музея, созданных художниками, работавшими в блокадном городе, а также архивные фотографии о жизни музея в период Великой Отечественной войны. Тематические разделы выставки и сортировка по авторам и хронологии создания произведений помогают увидеть весь объем художественного наследия блокадных лет, которое бережно хранится все эти годы в стенах Русского музея.
Огромную роль во время Великой Отечественной войны в поднятии боевого духа солдат и всего народа сыграл плакат. С самого начала войны часть ленинградских художников подключилась к агитационно-массовой работе, создавая выразительные плакаты. Среди них – члены творческого объединения «Боевой карандаш» И.С.Астапов, В.И.Курдов, Н.Е.Муратов, Н.А.Тырса и многие другие.
Оставшиеся в блокадном Ленинграде живописцы и графики, несмотря на артобстрелы, бомбежки, голод, холод и тяжелейшие условия жизни, запечатлевали в небольших живописных холстах, а чаще в графических листах военные будни любимого города, подвергавшиеся разрушениям архитектурные памятники и самоотверженную борьбу мужественных жителей города-фронта. Среди художников, имена которых навсегда вошли в историю ленинградского искусства ‒ Д.П.Бучкин .Е.Д.Белуха, Г.С.Верейский, В.А.Власов, Л.И.Гагарина, Н.И.Дормидонтов, В.В.Зенькович, А.А.Казанцев, П.М.Кондратьев, В.М.Конашевич, В.Н.Кучумов, Е.О.Марттила, Я.С.Николаев, А.П.Остроумова-Лебедева, А.Ф.Пахомов, В.В.Пакулин, Ю.Н.Петров, М.Г.Платунов, братья В.Н.Прошкин и А.Н.Прошкин, А.И.Русаков, Н.Х.Рутковский, И.А.Серебряный, Вл.А.Серов, Г.Н. Траугот, Г.П.Фитингоф, П.А.Шиллинговский, С.Б.Юдовин.
Из блокадного города многие художники выезжали на фронт, в партизанские отряды, на Ладогу, запечатлели ледовую трассу «Дороги Жизни», делали портреты защитников города, летчиков и моряков Балтийского флота. В небольших скульптурных композициях сохранили для нас образы защитников города и его жителей А.В.Андреева-Петошина, В.В. Гущина-Филимонова, В.В.Исаева, В.В.Лишев, В.Б.Пинчук. Одно из ключевых событий ‒ прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года ‒ запечатлели на своей картине «Прорыв блокады» И.А.Серебряный, Вл.А.Серов и А.А.Казанцев, которые написали ее за месяц и показали уже 23 февраля 1943 года на выставке к 25-й годовщине Красной Армии.
Выставка дополнена материалами из фотоархива Русского музея, повествующими о жизни музея в годы Великой Отечественной войны. Опубликован список художников, погибших в Ленинграде в годы блокады.
Послевоенное поколение художников также обращалось в своем творчестве к теме блокады. Среди наиболее значительных произведений ‒ картины Б.С.Угарова, А.А.Мыльникова, А.Н.Блиока, скульптурные эскизы к памятнику на Площади Победы М.К.Аникушина, модель памятника «Дорога жизни» К.М.Симуна.
Автопортрет
- 1941
- Бумага, чёрная акварель. 28 x 19,4
- Государственный Русский музей
- РС-13580
Автопортрет
- 1941
- Бумага, графитный карандаш. 34,2 x 22,6
- Государственный Русский музей
- РС-14291
ФИТИНГОФ Георгий Петрович (1905, Псков — 1965, Ленинград). Живописец, график, книжный иллюстратор. Учился в РШ ОПХ (1917), в Художественно-промышленном техникуме при АХ, во ВХУТЕМАС (1920–1926). С 1924 сотрудничал с издательствами «Мысль», «Прибой», с Госиздатом, с журналами «Вокруг света», «Ленинские искры». С 1938 и до конца жизни работал в издательстве «Детская литература». В блокадном Ленинграде до мобилизации в армию выполнял задания СХ, работал для Центрального музея военно-санитарной службы Советской армии. Помните!. К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. СПб. 2024. С. 151.
Автопортрет (С ведром)
- 1941-1942
- Гипс тонированный. 23 x 13 x 14
- Государственный Русский музей
- СО-902
Аэростаты ПВО
- 1941
- Бумага, акварель. 37 x 49,8
- Государственный Русский музей
- РС-26569
Балтиец
- 1941-1942
- Гипс. 61,4 х 40,2 х 27,6
- Государственный Русский музей
- СО/ПФ-150
Балтийцы
- Л.: Искусство
- 1941
- Бумага, литография. 70,5 х 50,2
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-478
Балтийцы
- 1941-1944
- Бумага, литография. 55 х 35,7
- Государственный Русский музей
- Гр.пл.-2406
Плакат «Боевого карандаша»
«Боевой карандаш» - объединение ленинградских художников, выпускавшее сборники сатирических рисунков, а в военное время – Советско-финская война (1939-1940) и Великая Отечественная война (1941-1945) – литографированные военные и политические плакаты. Екатерина Климова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 415.
В наш город – врагам не пробиться,
Не пить им из нашей реки,
Как прежде – на страже балтийцы,
Советской страны моряки.
Они, как стальная ограда,
Свой город родной берегут,
О днях боевых Ленинграда
Балтийские ветры поют.
Б. Тимофеев
Бойцы МПВО
- 1941
- Бумага, литография. И.:27,0х20,0. Л.:28,1х21,0
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-3625
Будь героем!
- 1941
- Бумага, печать. 95 х 62
- Государственный Русский музей
- Гр-389
В ЛХУ зимой
- 1941
- Бумага, графитный карандаш. 29,6 x 21
- Государственный Русский музей
- РС-14069
В фондах Русского музея хранится около 40 графических произведений Елены Оскаровны Марттилы (1923 г.р.), а в Отделе рукописей – ее дневник, написанный в блокадные дни в Ленинграде. Юная Лена оказалась талантливым бытописателем и, несмотря на всю молодость, мудрым, наблюдательным, сильным человеком. Она навсегда запомнила слова директора художественного училища на Таврической (единственное художественное учебное заведение, работающее в годы блокады в Ленинграде) Яна Константиновича Шабловского: «Смотрите, запоминайте, вы – художники. Вам потом рассказывать об этом людям». И в ответ на это в ее дневнике появляется запись: «Вдруг и верно придется. У меня нет чувства гибели и города, и меня. Я… верю в победу в жизни…».
Рисунки, сделанные карандашом Еленой Марттилой на блокнотной бумаге, как пунктир ведут к произведениям, созданным позднее уже зрелым художником. Они, конечно, отличаются мастерством и владением графическим материалом, передают чувства и переживания взрослого человека. Но в эстампах и рисунках карандашом и углем – во всех листах присутствуют мотивы, герои, властно требовавшие рассказать о себе юную художницу блокадных лет. Именно они являются теперь свидетельством того грозного времени и характеризуют человека, который по-прежнему остается для нас примером настоящего служения искусству, людям, Родине. По материалам: Наталья Козырева. Художник Елена Марттила и ее блокадные дневники // Ленинградский художник Елена Марттила. СПб, 2005. с. 18.
В детской больнице
- 1941
- Бумага, графитный карандаш, карандаш химический. 18,2 x 18
- Государственный Русский музей
- РС-22402
В фондах Русского музея хранится около 40 графических произведений Елены Оскаровны Марттилы (1923 г.р.), а в Отделе рукописей – ее дневник, написанный в блокадные дни в Ленинграде. Юная Лена оказалась талантливым бытописателем и, несмотря на всю молодость, мудрым, наблюдательным, сильным человеком. Она навсегда запомнила слова директора художественного училища на Таврической (единственное художественное учебное заведение, работающее в годы блокады в Ленинграде) Яна Константиновича Шабловского: «Смотрите, запоминайте, вы – художники. Вам потом рассказывать об этом людям». И в ответ на это в ее дневнике появляется запись: «Вдруг и верно придется. У меня нет чувства гибели и города, и меня. Я… верю в победу в жизни…».
Рисунки, сделанные карандашом Еленой Марттилой на блокнотной бумаге, как пунктир ведут к произведениям, созданным позднее уже зрелым художником. Они, конечно, отличаются мастерством и владением графическим материалом, передают чувства и переживания взрослого человека. Но в эстампах и рисунках карандашом и углем – во всех листах присутствуют мотивы, герои, властно требовавшие рассказать о себе юную художницу блокадных лет. Именно они являются теперь свидетельством того грозного времени и характеризуют человека, который по-прежнему остается для нас примером настоящего служения искусству, людям, Родине. По материалам: Наталья Козырева. Художник Елена Марттила и ее блокадные дневники // Ленинградский художник Елена Марттила. СПб, 2005. с. 18.
В лесу, пострадавшем от обстрела, художник делает зарисовки
- 1941 - 1943
- Уголь, тушь, кисть полусухая, растушевка. Л.: 32 x 44; И.: 31 x 42,5
- Государственный Русский музей
- РС-1139
В обиду город не дадим
- Боевой карандаш № 45. 1941 Л., ЛССХ
- 1941
- Бумага, литография. 55 х 36,1
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2404
В тылу врага
- Боевой карандаш № 17
- 1941
- Бумага, литография. 61 х 40,1
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2383
Вперед, в наступленье, вперед!
- Боевой карандаш № 54
- 1941
- Бумага, литография. 55,1 х 35,6
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2412
Герои артиллеристы, уничтожайте фашистские танки!
- Боевой карандаш № 55
- 1941-1942
- Бумага, литография. 36,4 х 54,2
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2443
Два боевых эпизода
- Боевой карандаш № 11
- 1941
- Бумага, литография. 42,6 х 61,8
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2378
Два хребта
- Боевой карандаш № 53
- 1941
- Бумага, литография. 36,2 х 54
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2411
Дворничиха
- 1941
- Бронза. 10 x 8 x 11, основание: 1,7 x 10,8 x 12,5
- Государственный Русский музей
- СО-85
За водой
- Из серии "Ленинград в блокаде 1941-1943 гг." («На улицах Ленинграда в дни блокады»)
- Отлив 1947
- Бронза. 13 х 12 х 15,5
- Государственный Русский музей
- СО-82
Анушина Антонина Ивановна
1904, Санкт-Петербург – 1973, ЛенинградХудожник театра, график, живописец. В 1923–1925 училась в Художественно–ремесленных мастерских (ХРМ – ПХПТ); 1925–1930 – в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН. Пг–Л). С 1925 член СОРАБИС. С 1930 член Горкома ИЗО. С 1940 член СХ СССР.
Астапов Иван Степанович
1905, село Романовка Самарской губернии – 1982, ЛенинградГрафик, живописец, иллюстратор. Учился в Самарском художественном техникуме (с 1918), в студии Д.Н.Кардовского (1923–1929). Участник выставок с 1929. Заслуженный деятель искусств РСФСР. В годы войны находился в Ленинграде. Один из организаторов и ведущих художников "Боевого карандаша". Исполнил серию рисунков о Ленинградском фронте и ряд плакатов. Автор серии литографий, посвященных блокадному Ленинграду. Весной и летом 1942 выезжал для зарисовок на Волховский фронт.
Петров Юрий (Георгий) Николаевич
1904, Тбилиси — 9 июня 1944, Ленинградский фронтСоветский художник-живописец, график, иллюстратор.
Родился 16 августа 1904 года в Тбилиси, в семье художников: отец — Николай Филиппович Петров (1872—1941) — живописец и педагог, был преподавателем в Пензенском художественном училище, в Академии художеств в Санкт-Петербурге; мать — Александра Ивановна Тхоржевская-Петрова (род. 10 января 1876 года) — живописец, график. Жил и работал в Ленинграде. В 1925—1930 годах учился на живописном факультете Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН), присвоено звание художника-живописца. После окончания института в 1930 году работал в журнальной и книжной графике. С 1935 года был руководителем художественной редакции издательства «Детская литература», а также иллюстрировал произведения русских и зарубежных писателей: М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, У. Теккерея, Дж. Лондона и др. В 1930—1940 годах занимался эстампом, в 1941—1943 годах создавал сатирические плакаты, работал в коллективе ленинградских художников и поэтов «Боевой карандаш». Участник гражданской войны в Испании. Погиб на Ленинградском фронте.
Белкин Вениамин Павлович
1884, Верхотурье, Екатеринбургская губ. – 1951, ЛенинградЖивописец, график, художник книги. Автор пейзажей, портретов. Учился в Томском технологическом институте (1902), школе-студии А.П. Большакова в Москве (1904–1905) у М.М. Шестёркина, В.Э. Борисова-Мусатова, в Париже в частной академии (1907–1909) у Ж.-О. Девальера, Ш. Герена, Ш. Коттэ, М. Детома. Участник выставок с 1906 (Петербург). Член объединений и экспонент выставок: Общества им. Леонардо да Винчи (1906), Кружка русских художников в Париже «Монпарнас» (1907–1909), «Союз молодежи», «Мир искусства» (1909), «Община художников» (1921–1928), «Шестнадцать» (1922–1928), «Общество живописцев» (1928–1930). Член СХ с 1932. Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине в Петрограде (1921–1923), в Ленинградском архитектурном техникуме (1924–1927), ИЖСА ВАХ в Ленинграде (1928–1946). Совершил творческую поездку в Крым в 1939.
Билибин Иван Яковлевич
1876, поселок Тарховка близ Санкт-Петербурга — 1942, ЛенинградГрафик, художник театра. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1896–1900). Учился в РШ ОПХ (1895–1898), в школе А. Ашбе (1898) в Мюнхене, школе М. К. Тенишевой
(1898–1900) у И. Е. Репина, во ВХУ при ИАХ (1900–1904). Участник выставок с 1900. Член-учредитель объединения „Мир искусства“ (1900–1917). Участник выставок „Мир искусства“, СРХ и других (с 1900). Рисовал для журналов „Мир искусства“,„Адская почта“, „Жупел“,„Золотое руно“ и других. С 1907 работал для театра. Иллюстрировал и оформлял детские книги для издательств Петербурга: былины, народные сказки, сказки А. С. Пушкина (1900-е). Создатель глубоко своеобразного стиля книжного оформления, основой которого являются мотивы русского народного и средневекового искусства.
Совершил поездки в Швейцарию и Италию (1898), Вологодскую, Архангельскую (1902, 1903) и Олонецкую (1904) губернии, в Англию и Ирландию (1908), в Крым, в Палестину и Сирию (1924) и другие. После революции и до возвращения на родину жил в Каире, Александрии, Париже (1920–1936). Вслед за Е. Д. Поленовой стал создателем новой школы книжной графики, превратившей иллюстрированную книгу в произведение искусства. Преподавал в РШ ИОПХ (1907–1917), в Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1936-1942). В 1930-е иллюстрировал сказки А. С. Пушкина для Гослитиздата.
Отказавшись эвакуироваться ("Из осажденной крепости не бегут, а обороняются"), умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года.
Бучкин Дмитрий Петрович
1927, ЛенинградЖивописец, график. Мастер тематической картины и натюрморта, портретист, пейзажист. Сын известного художника и педагога Петра Дмитриевича Бучкина. До войны учился в ЛСХШ. Пережив блокаду с семьей, переехал на родину отца в Углич, где закончил школу. На фронт попал с последним призывом, весной 1945. В 1946-1952 учился в ЛВХПУ у А.М. Любимова, И.П. Степашкина, Р.Р. Френца. Участник выставок с 1953. С 1960 работал в промышленной графике. В 1989-1992 его работы были представлены на выставках "Ленинградская школа живописи" во Франции.
Бучкин Петр Дмитриевич
1886, деревня Софроново Тверской губернии –1965, ЛенинградЖивописец, график, педагог; автор исторических и жанровых картин, портретов, пейзажей. В 1899–1904 учился в ЦУТР, в 1904–1912 в ВХУ при ИАХ в Петербурге. Участник выставок с 1907. Член СХ с 1932. Преподавал в ИЖСА (1936–1940); в ЛВХПУ (1947–1965). С 1953 профессор.
Быльев-Протопопов Николай Михайлович
1907, Севастополь – 1986, Санкт-ПетербургГрафик, архитектор, писатель. Учился в ХУ Петросовета (1922–1924) и на архитектурном факультете при Гипроцементе (окончил в 1932) в Ленинграде. Участник выставок с 1925. Член СХ СССР. В годы Великой Отечественной войны находился в осажденном Ленинграде. Участник выпуска плакатов „Боевой карандаш“. В 1942 выезжал на партизанские базы Ленинградской области, где выполнил многочисленные зарисовки.
Верейский Георгий Семенович
1886, Проскуров Подольской губернии – 1962, ЛенинградГрафик, живописец; портретист, пейзажист. Учился на юридическом факультете в Харьковском университете (1904), в Санкт–Петербургском университете (1912); в студии Е.Е.Шрейдера в Харькове (1901–1905); в Новой художественной мастерской (1913–1916) у М.В.Добужинского, Б.М.Кустодиева, Е.Е.Лансере. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Действительный член АХ СССР (1949). В 1941 в Ленинграде участвовал в выпусках плакатов "Боевого карандаша", в 1942 создал серию портретов моряков Балтийского флота – Героев Советского Союза, рисовал на кораблях; за серию портретов деятелей советской культуры и науки (1944–1945) был удостоен Сталинской премии 2–й степени.
Курдов Валентин Иванович
1905, с. Завод Михайловский, Пермская губ. – 1989, ЛенинградЖивописец, график; рисовальщик, акварелист, иллюстратор. Учился в Пермских ГСХМ (1921), на ювелирном отделении Свердловского ХПИ (1922–1923), в Ленинграде во ВХУТЕИН (1923–1926) у А.Е. Карева, М.В. Матюшина, в ГИНХУК (1926–1927) у К.С. Малевича. Работал под руководством В.В. Лебедева в Детском отделении Госиздата (с 1926). Участник выставок с 1932. Один из организаторов выпуска плакатов "Боевой карандаш“ в Ленинграде (с 1939). В годы Великой Отечественной войны оставался в осажденном городе, выезжал на Волховский фронт, в партизанские отряды. Народный художник РСФСР (1976), лауреат Государственной премии имени И.Е. Репина (1982). Жил и работал в Ленинграде.
Муратов Николай Евгеньевич
1908, станица Шадарон, Забайкальская обл. - 1992, Санкт-ПетербургРодился 4 декабря 1908 года в станице Шадарон Забайкальской области.
Окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум. С 1930-х годов работал как художник-карикатурист, активно сотрудничал с газетами и журналами «Резец», «Юный пролетарий», «Чиж», «Пушка», «Бегемот», «Смена», «Литературный Ленинград», «Ленинские искры». Занимался оформлением детских книг. В 1939 году становится основателем и одним из авторов творческого объединения ленинградских художников «Боевой карандаш». С первых дней Великой Отечественной войны работал над созданием политических плакатов. Участвовал в противовоздушной обороне - регулярно нёс службу на крыше выставочного зала ЛОСХа, тушил зажигательные бомбы.
Гальба Владимир Александрович
Ец Иосиф Михайлович (Мовшевич, Моисеевич)
1907, Нижний Новгород - 25 сентября 1941, район Петергофа, ЛенинградРодился в 1907 году в Нижнем Новгороде. В 1929 окончил графический факультет Ленинградского художественного педагогического техникума (ныне — Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха). С 1931 работал иллюстратором в журналах «Рабочий и театр», «Ленинград», «Юный пролетарий», иллюстрировал также ряд детских книг для издательства детской литературы «Детгиз». Являлся активным членом творческого объединения Ленинградских художников «Боевой карандаш», рисовал политические плакаты. Летом 1941 был призван на службу в Военно-морской флот СССР. Командовал 3-м батальоном 1-й особой бригады морской пехоты. 25 сентября 1941 года пропал без вести во время боёв под Ленинградом (в районе Петергофа).
С папиросой (Павлов-Киселев Г. И.)
- 1942
- Бумага, уголь, сажа, льняное масло. 30,9 x 24,8
- Государственный Русский музей
- РС-13582
Сидящий мальчик
- Из серии «В детдоме»
- 1942
- Бумага, цветной карандаш. И.: 42 x 23; л.: 44,2 x 32
- Государственный Русский музей
- РС-1287
Слава сталинским соколам, героически сражающимся за Родину, за Ленинград!
- Л.: Искусство, 1942
- 1942
- Бумага, хромолитография. 70 х 63,4
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-628
Старший сержант А. П. Цыганков
- 1942
- Бумага, графитный карандаш. 43,7 x 31,8
- Государственный Русский музей
- РС-13995
У газетного киоска. Весна 1942 года
- 1942
- Бумага, чёрный карандаш, акварель. 20,2 x 24,3
- Государственный Русский музей
- РС-13328
Кондратьев прожил в Ленинграде всю блокаду, занимался маскировочными работами для аэродрома на Ржевке. Фонтанка и Моховая улица – маршруты почти ежедневных походов художника к Невскому проспекту, зданию райсовета, где сдавались эскизы, получались новые задания и где он получал оплату за сделанную работу талончиками в столовую. «Рисовать, как летописец», как писала в блокадном дневнике друг художника Т. Н. Глебова, было потребностью Кондратьева. В его зарисовках нет пафоса героизма, нет желания подчеркнуть ужас страдания. Они действительно документальны. Людмила Вострецова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 422.
Видеофильм "Павел Кондратьев. Рисовать как летописец"
Рассказывает Людмила Новомировна Вострецова, старший научный сотрудник Русского музея
Хибовский И.М.
- 1942
- Бумага, графитный карандаш. 31,1 х 21,8
- Государственный Русский музей
- Рc-13996
В годы войны Иван Астапов находился в Ленинграде. Один из организаторов и ведущих художников "Боевого карандаша". Исполнил серию рисунков о Ленинградском фронте и ряд плакатов. Автор серии литографий, посвященных блокадному Ленинграду. Весной и летом 1942 выезжал для зарисовок на Волховский фронт.
Подпись на листе: Ленфронт И. Астапов Хибовский Иван Моисеевич Замест. командира 88 арт. полка. 1.VI.1942 г.
Читающая
- Из серии «В стационаре»
- 1942
- Бумага, акварель. 21,6 x 30,8
- Государственный Русский музей
- РС-13570
Эвакуация детей
- Эскиз картины
- 1942
- Холст, масло. 60,5 x 50,5
- Государственный Русский музей
- ЖБ-1809
Балтийцы на дозоре!
- Л., Искусство, 1943
- 1943
- Бумага, автолитография. И.:31 х 23,5. Л.:38 х 26,7
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2368
Боец ленинградского фронта
- 1943
- Гипс тонированный. 66 x 22,5 x 23
- Государственный Русский музей
- СО-2048
Вместе с ленинградцами Вера Исаева пережила все тяготы блокады — холод, голод, бомбардировки и обстрелы. Как и все, участвовала в оборонных работах и дежурствах в командах противовоздушной обороны. Но оставалась художником, продолжала творить. В своей мастерской она создавала сильные и правдивые образы защитников города — портреты моряков, партизан, солдат. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 169.
В трамвае
- 1943
- Бумага, угольный карандаш. 39,7 x 51
- Государственный Русский музей
- РС-14194
Девушка — боец МПВО (Девушка с лопатой)
- 1943
- Гипс тонированный. 144 x 60 x 47; основание: 9 x 49 x 47
- Государственный Русский музей
- СО-2034
Дружинница
- 1943
- Бумага, графитный карандаш, гуашь. 41,6 х 27,8
- Государственный Русский музей
- Рс-7895
В годы войны известный график и иллюстратор книг К. И. Рудаков жил и работал в Ленинграде. Участвовал в работе над живописными агитпанно к 25–й годовщине Октября (1942). Делал эскизы костюмов к пьесам Чехова и Шекспира, а также к постановкам Театра музыкальной комедии. В этот период мастер выполнил портреты ленинградских женщин – бойцов МПВО.
За Родину! За Сталина! Вперед, балтийцы, на разгром врага!
- Ленинград, Гос. изд. "Искусство"
- 1943
- Бумага, автолитография. И.:67,5 х 48,2. Л.:70,5 х 51,0
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2092
За жизнь, за Родину, за Ленинград!
- Боевой карандаш 82. 1943 Л., ЛССХ
- 1943
- Бумага, автолитография. 35,6 х 52,6
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-601
Летчик Гафаров
- Из серии «На Волховском фронте»
- 1943
- Бумага, графитный карандаш. 15,5 x 10,5
- Государственный Русский музей
- РС-13631
Матрена Федотовна Соколова
- Из серии «Оборонная трасса»
- 1943
- Бумага, цветной карандаш. 28,7 x 20,4
- Государственный Русский музей
- РС-13935
Молодежь города Ленина!
- Л., ЛССХ
- 1941 - 1945
- Бумага, литография. 28,4 х 43,6
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2441
Осталась одна
- 1942-1945
- Бумага, автолитография. И.:36 х 30,8. Л.:47,1 х 41,7
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-11276
Охранница Мария Ивановна Еремичева
- 1943–1944
- Бронза. 54,5 x 21 x 15,5
- Государственный Русский музей
- СО-754
Изображена Мария Ивановна Еремичева (?–?) — охранница Судостроительного завода им. А. А. Жданова (ныне — «Северная верфь»). Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 166.
Серов Владимир Александрович
1910, село Эммаус Тверской губернии– 1968, МоскваЖивописец, график, педагог; автор историко–революционных и жанровых картин, портретов, пейзажей.
Учился в Весьегонской художественной студии у С.Я.Шлейфера; в Ленинграде во ВХУТЕИН–ИНПИИ (1927–1931) у И.И.Бродского, В.Е.Савинского, там же в аспирантуре (1931–1933) у И.И.Бродского. Председатель Ленинградского отделения Союза советских художников (1941—1948). Участник выставок с 1932. Академик АХ СССР (1954; член-корреспондент 1947). Народный художник СССР (1958). Лауреат Сталинских премий (1948, 1951). Первый секретарь правления Союза художников РСФСР (1960—1968).
В годы войны жил и работал в Ленинграде. Неоднократно выезжал на фронт и в прифронтовую полосу, сотрудничал в "Боевом карандаше". В 1943 году был эвакуирован в Самарканд..
Суетин Николай Михайлович
1897, п. Мятлевская (Калужская губерния) –1954, ЛенинградЖивописец, график, художник по фарфору, дизайнер. Ученик К. Малевича по Витебскому художественно-практическому институту (1918—1922), член УНОВИСа (с 1920). Участвовал в работе по праздничному украшению Витебска, создавал проекты вывесок, оформления кафе, столовых, магазинов.
В 1922 году вместе с К. С. Малевичем переехал в Петроград. В 1923—1926 гг. участвовал в работе МХК и ГИНХУКа. В 1925 году возглавил Отдел материальной культуры ГИНХУКа. Занимался разработкой супрематизма, анализировал новые формы искусства. В 1925 — 26 гг. работал также в экспериментальной лаборатории Декоративного института (эскизы рисунков для тканей, оформление выставок, реклама), разрабатывая дизайн, основанный на методе супрематизма. С 1923 года работал на Петроградском фарфоровом заводе. В 1937 спроектировал (с соавторами) интерьеры павильона СССР на Международной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в Париже (1937, архитектор Б. М. Иофан), получивший Гран-при выставки. В 1939 г. оформлял павильон СССР на Всемирной выставке «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке.
Фролова-Багреева Лидия Федоровна
1907, Санкт-Петербург— 1997, Санкт-ПетербургЖивописец, график, художник монументальной живописи. В 1924–1930 училась на живописном отделении ВХУТЕИН вЛенинграде. Участник выставок с 1927. Член ЛОССХ с 1943. В 1929–1930 участвовала в выполнении мозаик для третьего мавзолея В. И. Ленина; в 1930 работала художником-оформителем в Музее города в Ленинграде; в 1930–1931 художником-монументалистом на Гранильной фабрике в Старом Петергофе (набор мозаики для мавзолея В. И. Ленина). В 1913–1925 жила в Семипалатинске; в 1950–1961 в Архангельске и Мурманске. В годы ВОВ оставалась в Ленинграде. Награждена медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Харшак Александр Исаакович
1908, г. Новгород-Северск, Черниговская губ. - 1989, г. ЛенинградЗаслуженный художник РСФСР. Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. В 1922 г. переехал в Петроград. В 1925-1929 гг. учился на графическом отделении художественно-промышленного техникума (бывшая рисовальная школа ОПХ) у В.Н.Левицкого. В 1930-е гг. работал художником в газете «Красное знамя», в Лениздате. В 1937 г. поступил на графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры сразу на 3 курс. Учился у П.А.Шилинговского, К.И.Рудакова, И.Я.Билибина.
В июле 1941 г. ушел добровольцем на фронт и начал службу в народном ополчении. Для своего батальона вел окопный рукописный журнал «Связист». В конце 1942 г. переведен в редакцию газеты 42-й Армии Ленинградского фронта «Удар по врагу», где проработал в качестве художника до конца войны. В 1946 г. закончил институт живописи, скульптуры и архитектуры, создав серию из шести офортов под названием «В борьбе за Ленинград».
Шиллинговский Павел Александрович
1877, Кишинев — 1960, ЛенинградГравер, рисовальщик, живописец, педагог. Учился в одесском ХУ (1895–1900), в ВХУ при ИАХ (1901–1911) у И. Е. Репина и Д. Н. Кардовского, в граверной мастерской В. В. Матэ (1912–1914). Член-учредитель объединения „Шестнадцать“ (1922). Участник выставок с 1913: графических искусств (1913), „Мир искусства“ (1913), НОХ (1917), Общины художников (1921, 1922), „Шестнадцать“ (1922–1928), „CCХ“ (1931). Специализировался на технике офорта, в 1917 самостоятельно овладел техникой ксилографии. Декан полиграфического факультета ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1921–1929), заведующий кабинетом графики ИЖСА (1934–1937), руководитель графической мастерской ИЖСА (с 1936). Профессор (1939).
Павел Шиллинговский — один из ведущих мастеров в печатной графике. Ключевые темы в его творчестве формировались в русле неоклассицизма — архитектурные пейзажи, руинизированные памятники. Для Шиллинговского были характерны сложные и насыщенные композиции, по примеру европейских мастеров барокко и классицизма, в которых старательно подчеркивалась техническая виртуозность, его гравюры часто сравнивали с архитектурными фантасмагориями прославленного итальянского гравера XVIII в. Д. -Б. Пиранези. Один из ведущих и наиболее авторитетных педагогов Академии художеств, он воспитал целую плеяду художников-графиков, для которых фундаментом творчества было следование и переосмысление классицистической традиции.
Власов Василий Адрианович
1905, Ленинград – 1979, ЛенинградГрафик, рисовальщик, акварелист, литограф, иллюстратор. Учился в СХШ при ИЖСА (1952–1955), в ИЖСА (1955–1961). Участник выставок с 1959. В первый год войны в Ленинграде работал над плакатами, агитлистовками. В 1942–1944 находился при издательской группе Ленинградского штаба партизанского движения на Волховском фронте, работал в партизанских газетах, создал цикл портретов партизан, серию рисунков "Партизанский аэродром", зарисовки. В послевоенные годы исполнил несколько циклов литографий по работам военных лет.
Гущина-Филимонова Вера Васильевна
1898-1993Родилась в 1898 году. По образованию - художник-скульптор.
С 19.10.1936 по 21.11.1941 годы работала заведующей реставрационной мастерской скульптуры и скульптором-реставратором Русского музея. В частности руководила работами и самостоятельно принимала участие в реставрации фронтона здания Михайловского дворца. В первые недели Отечественной войны 1941-1945 годов принимала активное участие в упаковке скульптурных произведений Русского музея для эвакуации. В 1945-1946 годах, в период восстановления Русского музея после войны, руководила бригадой реставраторов по приведению в экспозиционное состояние многочисленных скульптур, пострадавших во время блокады Ленинграда, в частности, ряда скульптур из коллекции Русского музея.
Исаева Вера Васильевна
1898, Кронштадт – 1960, ЛенинградСкульптор; автор станковых и монументальных произведений. Училась в РШ ОПХ (1915–1917), в Государственных технических мастерских декоративного искусства (бывшее ЦУТР) (1920–1921), в АХ–ВХУТЕИН (1922–1927) у А. Т. Матвеева. Участница выставок с 1927. В годы войны жила и активно работала в Ленинграде. В составе бригады Н. В. Томского выполняла агитационные монументальные рельефы. Весной 1942 была направлена на партизанскую базу под Ленинградом, где создала эскизы и станковые композиции, посвященные партизанам.
Совмещала учебу с работой: преподавала лепку, рисование и черчение в Школе ликвидации неграмотности на Большом проспекте и в Центральном карантинно-распределительном детском пункте на Кировском проспекте. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб. 2023. С. 94-95.
Конашевич Владимир Михайлович
1888, Новочеркасск – 1963, ЛенинградГрафик, акварелист, иллюстратор, педагог. Учился в МУЖВЗ (1906–1914). Преподавал во ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1921–1930). Участник выставок с 1922. Профессор, доктор искусствоведения. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
В годы войны в осажденном Ленинграде работал в книжной, станковой, журнальной графике, делал плакаты, участвовал в работе над живописными агитпанно к 25–й годовщине Октября (1942), в возобновлении деятельности детского отдела Гослитиздата. Работал над рукописью книги воспоминаний.
Малагис Владимир Ильич
1902, местечко Гриво Курляндской губернии – 1974, ЛенинградЖивописец, график; монументалист. Учился в Петрограде–Ленинграде в РШ ИОПХ (1917) у В. А. Плотникова, В. И. Навозова; ПГСХУМ–ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1918–1919, 1921–1924) у А. А. Рылова, А. И. Савинова, К. С. Петрова-Водкина, Г. М. Бобровского, В. Е. Савинского; на курсах усовершенствования художников при ЛИЖСА (1932–1933) у Е. Е. Лансере. Участник выставок с 1925. Член и экспонент: «Круг художников» (1926–1929); «Октябрь» (с 1930). Преподавал в ЛИЖСА (1945–1948). Председатель Горкома ИЗО ВСЕРАБИС (1931–1933). Член СХ (с 1932). Заслуженный художник РСФСР (с 1969).
Милютина Вера Владимировна
1903, Петербург – 1987, ЛенинградХудожник театра, график, иллюстратор. Училась в ПХПТ (бывшая РШ ОПХ) (1922–1927), в ВХУТЕИН–ИЖСА (1927–1932). Работала в театрах Ленинграда, в Госцирке; перед войной – главный художник Ленгосэстрады. Участник выставок с 1942.
В годы войны в Ленинграде принимала участие в оборонных работах, рисовала эскизы для выставок, агитационные плакаты, листовки, наглядную агитацию, открытки, эскизы костюмов для фронтовых ансамблей, писала панно для Дворца пионеров. Делала зарисовки на улицах и на оборонной трассе северного направления. В 1942 была включена в группу художников, которым было поручено зафиксировать ранения зданий Эрмитажа от бомбежек и обстрелов, в связи с чем создала графическую серию "Эрмитаж в дни блокады".
Мордвинова Алевтина Евгеньевна
1899—1982Живописец, график, иллюстратор.
Училась в Институте внешкольного образования на музейном отделении, краткосрочный курс (Петроград, 1919); ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН у К. Петрова-Водкина, А. Карева, А. Савинского (1921–1926); у П. Филонова (1925–1930). Член МАИ. Участница выставки в Доме печати, создала панно «Казнь революционера» (1927). После раскола МАИ (1930) начала самостоятельный творческий путь: освоила технику офорта и литографии; работала в детском отделении «Госиздата» под руководством В. Лебедева; совместно с Н. Евграфовым создавала эскизы праздничного оформления города (1935–1938). ВОВ провела в Ленинграде. Оформляла выставки при Доме Красной армии, Штабе партизанского движения, на агитпунктах, в красных уголках и госпиталях. Занималась литографией, делала рисунки тушью, писала пейзажи акварелью (с конца 1940-х).
Мочалов Сергей Михайлович
1902, Астрахань – 1957, ЛенинградГрафик, иллюстратор и оформитель книг, мастер экслибриса, эстампа, педагог. В 1922–1926 учился во ВХУТЕИНЕ в Ленинграде у П.А. Шиллинговского. Член ЛОСХ. Занимался ксилографией в Экспериментальной мастерской ЛОССХ с 1933. В 1927–1929 преподавал ксилографию в графической мастерской ИЖСА. Работал в отделе детской литературы Госиздата, иллюстрировал исторические повести для юношества. В годы Великой Отечественной войны жил и работал в блокадном Ленинграде. Принимал участие в деятельности творческого объединения «Боевой карандаш» (1941–1945). Участник выставок с 1927.
Аэростаты ПВО
- 1941
- Бумага, акварель. 37 x 49,8
- Государственный Русский музей
- РС-26569
Бойцы МПВО
- 1941
- Бумага, литография. И.:27,0х20,0. Л.:28,1х21,0
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-3625
В ЛХУ зимой
- 1941
- Бумага, графитный карандаш. 29,6 x 21
- Государственный Русский музей
- РС-14069
В фондах Русского музея хранится около 40 графических произведений Елены Оскаровны Марттилы (1923 г.р.), а в Отделе рукописей – ее дневник, написанный в блокадные дни в Ленинграде. Юная Лена оказалась талантливым бытописателем и, несмотря на всю молодость, мудрым, наблюдательным, сильным человеком. Она навсегда запомнила слова директора художественного училища на Таврической (единственное художественное учебное заведение, работающее в годы блокады в Ленинграде) Яна Константиновича Шабловского: «Смотрите, запоминайте, вы – художники. Вам потом рассказывать об этом людям». И в ответ на это в ее дневнике появляется запись: «Вдруг и верно придется. У меня нет чувства гибели и города, и меня. Я… верю в победу в жизни…».
Рисунки, сделанные карандашом Еленой Марттилой на блокнотной бумаге, как пунктир ведут к произведениям, созданным позднее уже зрелым художником. Они, конечно, отличаются мастерством и владением графическим материалом, передают чувства и переживания взрослого человека. Но в эстампах и рисунках карандашом и углем – во всех листах присутствуют мотивы, герои, властно требовавшие рассказать о себе юную художницу блокадных лет. Именно они являются теперь свидетельством того грозного времени и характеризуют человека, который по-прежнему остается для нас примером настоящего служения искусству, людям, Родине. По материалам: Наталья Козырева. Художник Елена Марттила и ее блокадные дневники // Ленинградский художник Елена Марттила. СПб, 2005. с. 18.
В детской больнице
- 1941
- Бумага, графитный карандаш, карандаш химический. 18,2 x 18
- Государственный Русский музей
- РС-22402
В фондах Русского музея хранится около 40 графических произведений Елены Оскаровны Марттилы (1923 г.р.), а в Отделе рукописей – ее дневник, написанный в блокадные дни в Ленинграде. Юная Лена оказалась талантливым бытописателем и, несмотря на всю молодость, мудрым, наблюдательным, сильным человеком. Она навсегда запомнила слова директора художественного училища на Таврической (единственное художественное учебное заведение, работающее в годы блокады в Ленинграде) Яна Константиновича Шабловского: «Смотрите, запоминайте, вы – художники. Вам потом рассказывать об этом людям». И в ответ на это в ее дневнике появляется запись: «Вдруг и верно придется. У меня нет чувства гибели и города, и меня. Я… верю в победу в жизни…».
Рисунки, сделанные карандашом Еленой Марттилой на блокнотной бумаге, как пунктир ведут к произведениям, созданным позднее уже зрелым художником. Они, конечно, отличаются мастерством и владением графическим материалом, передают чувства и переживания взрослого человека. Но в эстампах и рисунках карандашом и углем – во всех листах присутствуют мотивы, герои, властно требовавшие рассказать о себе юную художницу блокадных лет. Именно они являются теперь свидетельством того грозного времени и характеризуют человека, который по-прежнему остается для нас примером настоящего служения искусству, людям, Родине. По материалам: Наталья Козырева. Художник Елена Марттила и ее блокадные дневники // Ленинградский художник Елена Марттила. СПб, 2005. с. 18.
В лесу, пострадавшем от обстрела, художник делает зарисовки
- 1941 - 1943
- Уголь, тушь, кисть полусухая, растушевка. Л.: 32 x 44; И.: 31 x 42,5
- Государственный Русский музей
- РС-1139
В обиду город не дадим
- Боевой карандаш № 45. 1941 Л., ЛССХ
- 1941
- Бумага, литография. 55 х 36,1
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2404
За водой. Набросок на бытовую тему с натуры
- 1941
- Бумага, графитный карандаш, тушь. 30 x 20,6
- Государственный Русский музей
- РС-14258
За водой. Улица Рубинштейна. Зима
- 1941-1942
- Бумага, чёрная акварель, графитный карандаш. 31,5 x 44
- Государственный Русский музей
- РС-14211
Как и большинство ленинградских мастеров, оставшихся в осажденном городе, Петр Бучкин стремился зарисовать как можно правдивее все, что происходило на его глазах. Улица Рубинштейна находится рядом с рекой Фонтанкой. Не удивительно, что к ней тянулись за водой вереницы измученных и голодных людей. Простыми средствами, имея в руках только черную акварель и обычный графитный карандаш, художник наносит на лист бумаги этот типичный для блокадного Ленинграда мотив. Надежда Попова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 425.
Из цикла "Осажденный город"
- Лист 4
- 1941-1942
- Бумага, ксилография. И.: 7,5 х 13,4; л.: 9 х 18
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-5403
Из цикла «Осажденный город». Лист 4
- 1941-1942
- Бумага, ксилография. И.:7,5 х 13,4. Л.:9,0 х 18,0
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-5406
Из цикла: «Осажденный город» (2)
- 1941-1942
- Бумага, ксилография. И.:6,6 х 12,1. Л.:8,8 х 16,8
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-5404
Из цикла: «Осажденный город» (3)
- 1941-1942
- Бумага, ксилография. И.:7,6 х 9,5. Л.:13,4 х 16,9
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-5405
Из цикла: «Осажденный город» (5)
- 1941-1942
- Бумага, ксилография. И.:7,3 х 12,1. Л.:8,5 х 17,1
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-5407
Из цикла: «Осажденный город» (6)
- 1941-1942
- Бумага, ксилография. И.:7,1 х 12,5. Л.:9,0 х 15,2
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-5408
Из цикла: «Осажденный город» (7)
- 1941-1942
- Бумага, ксилография. И.:6,7 х 12,6. Л.:8,5 х 14,8
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-5409
Карточка на хлеб на декабрь
- Ленинград
- 1941
- Бумага, печать.
- Государственный Русский музей
- НУМ/ПМ-1402
Кузнечный рынок
- Лист из альбома «Блокадный Ленинград»
- 1941-1942
- Бумага, тушь, графитный карандаш. 14,3 х 20,5
- Государственный Русский музей
- РС-14514
В годы Великой Отечественной войны юные ленинградцы стали участниками героической обороны города. Среди них был и 14-летний Дима Бучкин, сын художника П. Д. Бучкина, до войны учившийся в Ленинградской средней художественной школе. Не по летам взрослый, он многое видел, запоминал, зарисовывал. Его скромные, подчас по-детски наивные рисунки внесли свой вклад в историю искусства военного времени. Надежда Попова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 425.
Внизу изображения надпись тушью: «перед Новым годом ходил на кузнечный рынок обменял отрез и серебряный самовар на дуранду и клей».
Ленинград готовится к обороне. Постройка баррикад
- 1941
- Холст, масло. 60 x 80
- Государственный Русский музей
- ЖБ-1798
Ленинград летом 1941 года
- 1941
- Бумага, гуашь. 45,3 х 42,4
- Государственный Русский музей
- РС-24310
Ленинград. Утро
- 1941
- Бумага, акварель. 64,2 х 43,5
- Государственный Русский музей
- Рс-11907
Н. М. Козырева о В. М. Конашевиче в годы войны
Лишев Всеволод Всеволодович
1877, Петербург — 1960, ЛенинградСкульптор. Учился в студии X.А.Фельдмана в Петербурге (1906—1913); ВХУ при ИАХ. Участник выставок с 1917. В Ленинграде находился в начальный период блокады. Впечатления того времени воплотил в большой серии скульптурных эскизов, работал также в жанре портрета (образы защитников Ленинграда). В 1942 получил Сталинскую премию за скульптурную фигуру Н.Г.Чернышевского (1940—1941) для памятника в Ленинграде.
Марттила Елена Оскаровна
1923, Петроград - 2022, Котка, ФинляндияГрафик, художник театра, педагог. Училась в Школе юных дарований при АХ (1934-1941), Ленинградском художественном училище (ЛХУ, 1941-1945). Преподавала в ЛХУ (с 1948), в ЛПИ (с 1949), Участник выставок с 1950. В годы войны оставалась в Ленинграде. Создала зарисовки жизни осажденного города. Последние годы жила в Финляндии.
Николаев Василий Александрович
1906, Пятигорск – август 1943, ЛенинградЖивописец, график. Учился: 1925–1927 – Ростовская ХШ. Участник выставок с 1927. Член АХРР – 1927–1929. Приехал в Ленинград – 1927. Активно сотрудничал в объединении ленинградских художников «Боевой карандаш», выпускавшем литографированные военные и политические плакаты – 1941–1945. Выезжал на фронт в 1942, где исполнил серию зарисовок.
Николаев Ярослав Сергеевич
1899, Шавли (Шауляй), Ковенская губерния – 1978, ЛенинградЖивописец.
Учился: 1917 – студия К.К. Зеленевского, Томск; 1917–1918 – Томский университет, юридический факультет; 1925–1928 – ГХМ (студия И. Л. Копылова), Иркутск. Участник выставок с 1927. Член и экспонент: "общество иркутских художников" – 1920–1929; АХЗ – 1930–1932. Член ЛОСХ (с 1932, председатель правления – 1948–1951). Жил и работал в Ленинграде в годы блокады, создал ряд картин, посвященных героической обороне города. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), народный художник РСФСР (1975).
Проверка состояния сохранности и переупаковка скульптуры
- 1942
- .
- Государственный Русский музей
1 ряд: М.Г. Фракман, В.Е. Фармаковская, В.В. Алексеева. 2 ряд: Ю.Н. Дмитриев, В.Г. Демидюк, В.С. Макеева, В.Г. Панова, М.Г. Слонимская.
Русский музей
- 1942
- Бумага, гуашь. 41 х68,8
- Государственный Русский музей
- Рс-1474
Слушают доклад главного хранителя ГРМ М.В. Фармаковского
- 1942
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо сидят М.В. Фармаковский, Ю.Н. Дмитриев, и. о. директора ГРМ Г.Е. Лебедев, М.Г. Фракман, В.В. Алексеева, В.Е. Фармаковская,, М.Г. Слонимская. Стоят В.С. Макеева – комендант здания, В.С. Дреммог, В.Г. Демидюк, В.Г. Панова.
Анфилада залов в здании советского искусства Государственного Русского музея
- 1943
- Бумага, масло. 50,6 х 43,5
- Государственный Русский музей
- Жб-1989
Внутренний вид в здании Советского искусства Государственного Русского музея
- 1943
- Бумага, масло. 38,8 х 31,8
- Государственный Русский музей
- Жб-1988
Ленинград. Русский музей. Август 1943 года Второй академический зал
- 1943
- Бумага, тушь. 58,7 x 87,6
- Государственный Русский музей
- РС-828
Ленинград. Русский музей. Август 1943 года. Белоколонный зал
- 1943
- Бумага, тушь. 87 x 62,3
- Государственный Русский музей
- РС-827
Ленинград. Русский музей. Август 1943 года. Второй зал Александра Иванова
- 1943
- Бумага серая, тушь, белила. 77,5 x 54,5
- Государственный Русский музей
- РС-821
Ленинград. Русский музей. Август 1943. Первый академический зал
- 1943
- Бумага, уголь, гуашь, белила. 41,7 х 31
- Государственный Русский музей
- Рс-820
Художник В. Н. Кучумов в годы войны жил и работал в Ленинграде. Он создал серию живописных и графических работ, запечатлевших разрушения, причиненные Русскому музею и Эрмитажу.
Ленинград. Русский музей. Здание отдела советского искусства. Август 1943
- 1943
- Бумага, акварель, тушь, белила. 102,5 х 67,2
- Государственный Русский музей
- Рс-829
Художник В. Н. Кучумов в годы войны жил и работал в Ленинграде. Он создал серию живописных и графических работ, запечатлевших разрушения, причиненные Русскому музею и Эрмитажу.
Русский музей. После обстрела Зал искусства первой половины XVIII века
- 1943
- Бумага серая, тушь, белила. 44,2 x 54,8
- Государственный Русский музей
- РС-22555
Сотрудники Русского музея в г. Молотове
- 1944
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо А.Н. Савинов, М.Н. Каменская, Т.А. Дядьковская, К.Е. Костенко в г. Молотове (ныне г. Пермь).
17 октября 1945 г. прибыли первые экспонаты, эвакуированные в 1941 г. в г. Пермь
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Война окончена. Подъем скульптуры Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» из укрытия в Михайловском саду
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Подъем скульптуры Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» из укрытия в Михайловском саду
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Рабочие и Г.М. Преснов (второй слева направо)
Распаковка ящиков со скульптурой, прибывших из г. Перми (г. Молотова)
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Слева А.Ф. Новомлинский, Г.М. Преснов, М.В. Фармаковский, О.Г. Бенуа. 17 октября 1945 г.
Фото ТАСС.
В отреставрированных залах музея начата развеска картин знаменитых русских художников
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
Раскатка с вала картины В.Д. Поленова «Христос и грешница». 17 апреля 1946 г.
Фото ТАСС
Вскрывают ящики с картинами, возвращенными из эвакуации
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
В центре А.Н. Савинов, М.В. Фармаковский. 1946 г.
Фотограф Г.И. Луговой
Монтажные работы в зале № 37 Русского музея. 1946 г.
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо зав. Отделом Древнерусского искусства Ю.Н. Дмитриев, ученый секретарь Казаченко (?), и. о. директора Государственного Русского музея П.К. Балтун, В.Н. Петров, Н.Н. Новоуспенский, рабочий Ш.Б. Мамлеев, неизвестный, О.А. Спицына, зав. Отделом скульптуры Г.М. Преснов, реставратор М.Н. Марков.
Послевоенная экспозиция. Установка скульптуры Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком»
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
О.В. Волкова, В.В. Алексеева, Л.С. Пушникова, Г.М. Преснов, П.К. Балтун и рабочие.
Платунов Михаил Георгиевич
1887, село Мари-Турек Вятской губернии – 1972, ЛенинградЖивописец, график, преподаватель. Учился в казанском художественном училище (окончил в 1906), в ВХУ при ИАХ (1906–1914). Преподавал в ИЖСА (с 1940-х). Профессор. Участник выставок с 1918. В годы войны до марта 1942 находился в Ленинграде. Создал серию пейзажей осажденного города.
Кучумов Василий Никитич
1888, Ярославская губерния – 1959, ЛенинградЖивописец, график, монументалист; автор жанровых картин, пейзажей, интерьеров. Учился в пензенском XУ им. Н.Д.Селиверстова (около 1909), в ИАХ (1909–1916) у В.Е.Маковского. Участник выставок с 1913. В годы войны жил и работал в Ленинграде. Создал серию живописных и графических работ, запечатлевших разрушения, причиненные ГРМ и ГЭ.
Балтийцы
- 1941-1944
- Бумага, литография. 55 х 35,7
- Государственный Русский музей
- Гр.пл.-2406
Плакат «Боевого карандаша»
«Боевой карандаш» - объединение ленинградских художников, выпускавшее сборники сатирических рисунков, а в военное время – Советско-финская война (1939-1940) и Великая Отечественная война (1941-1945) – литографированные военные и политические плакаты. Екатерина Климова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 415.
В наш город – врагам не пробиться,
Не пить им из нашей реки,
Как прежде – на страже балтийцы,
Советской страны моряки.
Они, как стальная ограда,
Свой город родной берегут,
О днях боевых Ленинграда
Балтийские ветры поют.
Б. Тимофеев
Балтийцы
- Л.: Искусство
- 1941
- Бумага, литография. 70,5 х 50,2
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-478
Будь героем!
- 1941
- Бумага, печать. 95 х 62
- Государственный Русский музей
- Гр-389
В обиду город не дадим
- Боевой карандаш № 45. 1941 Л., ЛССХ
- 1941
- Бумага, литография. 55 х 36,1
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2404
В тылу врага
- Боевой карандаш № 17
- 1941
- Бумага, литография. 61 х 40,1
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2383
Вперед, в наступленье, вперед!
- Боевой карандаш № 54
- 1941
- Бумага, литография. 55,1 х 35,6
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2412
Герои артиллеристы, уничтожайте фашистские танки!
- Боевой карандаш № 55
- 1941-1942
- Бумага, литография. 36,4 х 54,2
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2443
Два боевых эпизода
- Боевой карандаш № 11
- 1941
- Бумага, литография. 42,6 х 61,8
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2378
Два хребта
- Боевой карандаш № 53
- 1941
- Бумага, литография. 36,2 х 54
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2411
Заменим!
- Л.; М.: Искусство, 1941
- 1941
- Бумага, хромолитография. 83 х 60
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-781
Защитим город Ленина
- 1941
- Бумага, автолитография. 60 х 85,2
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-777
Инициатива и сметка
- Боевой карандаш № 26
- 1941
- Бумага, литография. 62,3 х 40,7
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2391
Летчик Виктор Талалихин
- Боевой карандаш № 33
- 1941
- Бумага, литография. 46,2 х 63,3
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2397
Мы им напомним
- Боевой карандаш № 2. 1941 Л., ЛССХ
- 1941
- Бумага, литография. 64,5 х 42,7
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2452
Не будут крылья черные над Родиной летать
- Боевой карандаш № 6. 1941 Л., ЛССХ
- 1941
- Бумага, литография. 57,2 х 42,7
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2375
О том как делается отбивная котлета
- Боевой карандаш № 30
- 1941
- Бумага, литография. 61,5 х 42,3
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2395
О хвостах и крестах
- Боевой карандаш № 39
- 1941
- Бумага, литография. 54,8 х 35,4
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2401
Победа будет в той стране, где женщина с мужчиной наравне
- Л. ЛССХ, Боевой карандаш № 7 [б.г.]
- 1941
- Бумага, хромолитография. 46,2 х 61,8
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-34
Рассказ об участи десантов.
- Боевой карандаш № 3
- 1941
- Бумага, литография. 43,3 х 64,3
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2373
Ребята, заменим отцов и братьев, ушедших на фронт! Поможем убрать урожай!
- 1941
- Бумага, хромолитография. 81,6 х 52
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-642
Военное лихолетье отняло у многих подростков детство — они заменили ушедших на фронт или погибших взрослых на различных видах производства. И эта тема также активно пропагандировалась — плакаты взывали к чувству патриотизма, самоотверженности в оказании помощи родной стране.
Екатерина Климова. Дети в советском плакате (1917-1950) // Дети Страны Советов. СПб, 2017. С. 15
Кобелев Василий Алексеевич
1895, Оса, Пермская губерния –1946Корецкий Виктор Борисович
1909, Киев – 1998, МоскваПлакатист. Учился в московской средней изо–профшколе (1922–1929). Участвовал в выставках с 1932. Работал в плакате с 1931; один из ведущих мастеров фотомонтажного плаката в 1940–1950–е. Жил в Москве. Лауреат Сталинских премий 1946, 1949 за плакаты военных лет.
Королев Иван Павлович
1888—1942Кочергин Николай Михайлович
1897, с. Всесвятское (Москва) - 1974, МоскваЖивописец, график, плакатист, иллюстратор, театральный художник. Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1908–1910). В Красной армии (с 1918): в Высшей школе военной маскировки, занимался художественной агитацией при Н. И. Подвойском на Украине, в т. ч. создавал рисованные плакаты. Один из создателей политического плаката. С 1919 жил в Москве, сотрудничал с Литиздатотделом ПУР. Организатор «Окон РОСТА» в городах Кавказа (Баку, Тбилиси, 1920, 1921). В дальнейшем постоянно работал в области журнальной графики и иллюстрации. // Плакат эпохи революции. СПб. 2017. С. 117.
Заслуженный художник РСФСР.
Продолжая занятия в училище, Николай Кочергин увлекся скульптурой из дерева, а через некоторое время был даже назначен помощником заведующего резчицкой деревянной мастерской. Летом 1918 года он вступил добровольцем в Красную Армию и вскоре был направлен в высшую школу военной маскировки (ВШВМ).
Кочергин создавал советский плакат, работал для газет и журналов двадцатых-сороковых годов в карикатуре, в оформлении периодических изданий «Красная панорама», «Огонек», «Вокруг света» и «Мир приключений».
После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, основным делом Кочергина стала агитационно-плакатная тематика. В блокадном Ленинграде принимал участие в создании «Окон ТАСС». Весной 1942 был вывезен в тяжелом состоянии из города «дорогой жизни» по льду Ладожского озера. Кочергин с семьей эвакуировался в город Фрунзе. В конце сороковых годов художником был создан ряд монументальных полотен – «Новгород наш» (1946), «Ленинградцы» (1948), «Штурм Зимнего дворца» (1950).
Послевоенный период отмечен крупными успехами Кочергина в иллюстрировании детской книги. Художник начал выступать с рисунками в детских журналах. Важным этапом в развитии творчества Кочергина стали рисунки к карело-финскому эпосу «Калевала».
Пахомов Алексей Федорович
1900, деревня Варламово Вологодской губернии — 1973, ЛенинградЖивописец, график, иллюстратор. Блестящий рисовальщик и признанный мастер литографии. Занимался также монументальным искусством, плакатом, скульптурой.
Учился в ПУТР барона А. Л. Штиглица—СВОМАС (1915–1917, 1920–1922) у М. В. Добужинского, В. И. Шухаева, С. В. Чехонина, Н. А. Тырсы, В. В. Лебедева, А. Е. Карева; в ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1922–1925) у А. И. Савинова. Участник выставок с 1921. Участник "Объединения новых течений в искусстве“ (1926–1932). Член правления ЛОССХ с 1932. Работал в журналах, иллюстрировал детские книги (1920–1930-е). Преподавал в ИЖСА (1948–1973). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), Лауреат Сталинской премии второй степени (1943) и Государственной премии СССР (1973), Народный художник РСФСР (1963), Действительный член АХ СССР (1964), Народный художник СССР (1971). Сталинская премия (1946) за серию литографий "Ленинград в дни войны и блокады“ (1941–1944). Золотая медаль Международной выставки в Париже (1937) за панно "Дети Страны Советов“ для Советского павильона. Жил и работал в Ленинграде.
Тамби Владимир Александрович
1906, Санкт-Петербург – 1955, ЛенинградУчился в мастерских рабочих художников Пролеткульта (1920), ВХУТЕМАС (1921–1924). Участник выставок с 1924. Член Общины художников (с 1925). Работал в экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ, в Детском отделении Госиздата (1930-е), в «Боевом карандаше» (1941). Художественный редактор Государственного издательства Эстонии (1944–1946).
Художники, погибшие в Ленинграде в годы блокады АЛЕКСЕЕВ Александр Гаврилович (1911––1941) — живописец, график
|
||
|
ИЗОмарафон "Художник и война" 2020 ИЗОмарафон «Художник и война» 2021
|
|
|
П.К. Балтун. Русский музей - эвакуация, блокада, восстановление. Воспоминания директора Государственного Русского музея. Москва. 1981 | |
Ольга Берггольц читает свое стихотворение "Нам от тебя теперь не оторваться" | ||
АН – Академия наук
АХР – Ассоциация художников революции
АХРР – Ассоциация художников революционной России
ВАХ – Всероссийская Академия художеств
ВГИК – Всесоюзный государственный институт кинематографии
В(Г)СХМ – Высшие (государственные) свободные художественные мастерские
ВХУ – Высшее художественное училище
ВХУТЕИН – Высший художественно-технический институт
ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские
ГИНХУК – Государственный институт художественной культуры
ГРМ – Государственный Русский музей
ГСХМ – Государственные свободные художественные мастерские
ГТГ – Государственная Третьяковская галерея
ГФЗ – Государственный фарфоровый завод
ИАХ – Императорская Академия художеств
ИЖСА – Институт живописи, скульптуры и архитектуры (с 1944 – им. И. Е. Репина)
ИЗО Наркомпроса – Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения
ИЗОГИЗ – Государственное издательство изобразительного искусства
ИНПИИ – Институт пролетарского изобразительного искусства
КДИ – Комитет по делам искусств
Л(В)ХПУ – Ленинградское (высшее) художественно-промышленное училище (1953–1994 – им. В. И. Мухиной)
ЛМД – Ленинградский Монетный двор
ЛОСХ – Ленинградское отделение Союза художников
ЛФЗ – Ленинградский фарфоровый завод
ЛХУ – Ленинградское художественное училище (с 1968 – им. В. А. Серова)
МГХИ – Московский государственный художественный институт (с 1948 – им. В. И. Сурикова)
МПВО – Местная противовоздушная оборона
МУЖВ(З) – Московское училище живописи, ваяния (с 1866 – и зодчества)
МХК – Музей художественной культуры
НИМ РАХ – Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
НЭП – новая экономическая политика
ОМАХР – Объединение молодежи АХР
ОРС – Общество русских станковистов
ОРХ – Общество русских художников
ОСОАВИАХИМ – Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству
ОХУ – Одесское художественное училище
ПГСХУМ – Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские
РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия
РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
РШ – рисовальная школа
СНК – Совет Народных Комиссаров
СОРАБИС – Союз работников искусств
СССР – Союз Советских Социалистических Республик
СХ – Союз художников
СХУМ – Свободные художественно-учебные мастерские
СХШ – средняя художественная школа
СЦХПУ – Строгановское центральное художественно-промышленное училище
ТПХВ – Товарищество передвижных художественных выставок
ТЭИИ – Товарищество экспериментального изобразительного искусства
ХРМ–ПХПТ–ЛХПТ – Художественно-ремесленные мастерские ОПХ (1896–1923) – Петроградский (1923–1924) Ленинградский художественно-промышленный техникум (с 1924)
ХФ – художественный фонд
ЦУТР – Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица