Виртуальные выставки

Расширенный поиск по коллекциям

Раздел коллекции

Период

Жанры и сюжеты

Антарктика в изобразительном искусстве. К 200-летию открытия Антарктиды

 

Виртуальная выставка «Антарктика в изобразительном искусстве» приурочена к памятной дате открытия самого южного материка экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Выставка объединила более 150 произведений живописи, рисунка, печатной графики, нумизматики и фотографии из коллекции Русского музея и 14 художественных музеев Российской Федерации, созданных в первой половине XIX – начале XXI веков.

  Интерактивная карта

 

Подробнее

Произведения цифровой выставки предстают своеобразными фрагментами 200-летней изобразительной летописи открытия и освоения ледяного континента русскими мореплавателями, учеными, строителями научных станций и художниками.

Основу выставки составили произведения живописца и рисовальщика П. Н. Михайлова (1786–1840). Русский музей обладает уникальной коллекций рисунков Павла Николаевича Михайлова, единственного художника, принявшего участие в экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819‒1821) на шлюпах «Восток» и «Мирный», открывшей Антарктиду. С документальной точностью он запечатлел всю историю плавания, включая посещение Южной Америки, Австралии, островов Тихого океана.  В рамках выставки демонстрируются рисунки, в которых отражены основные этапы экспедиции, изображения открытых и исследованных островов Антарктики, яркие события, произошедшие в экспедиции.

В 1824 году Михайлов предоставил Адмиралтейскому департаменту все материалы экспедиции: описания, карты, рисунки. На основе этих материалов был подготовлен литографированный «Атлас к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг Света в продолжении 1819, 1820 и 1821 годов», который явился итогом отчета русских мореплавателей, совершивших одно из величайших географических открытий в истории  человечества – открытие шестого континента. Ф. Ф. Беллинсгаузен настойчиво ратовал за скорейшее осуществление этого издания. Но оно состоялось только в 1831 году тиражом не 1 200, как предполагалось изначально, а лишь 600 экземпляров. Один из них хранится в Тверской областной картинной галерее (ТОКГ). Автором литографий, созданных по рисункам П.Н.Михайлова, стал выпускник Академии художеств И. П. Фридриц.

Значимую страницу истории прославленной экспедиции 1819–1821 годов представляют и  портреты ее создателей-организаторов и командиров-героев – Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, исполненные в 1960–1996 годах, а также портреты И. М. Симонова (1794–1855) – единственного профессионального ученого в команде шлюпов, занимавшегося сбором коллекций флоры и фауны Антарктиды, гравиметрическими и океанографическими наблюдениями, ставшего первым астрономом, определившим географические координаты Южного полюса Земли: С. В. Рябченко «Герои Антарктиды» (1960, СХМ им. М. П. Крошицкого), Н. Л. Воронков «Адмирал М. П. Лазарев» (1976–1979, ТОХМ), Н. Н. Благоволин «М. П. Лазарев» (1979, СХМ), А. А. Петренко «Адмирал М. Лазарев» (1983, СХМ им. М. П. Крошицкого), Е. Ф. Димура «М. П. Лазарев» (1996, МИИ), Е. Ф. Димура «Беллинсгаузен на шлюпе «Восток» (1996, МИИ), Э. Г. Ситдиков «Портрет астронома Ивана Михайловича Симонова» (1970-е, НМРТ), М. К. Мавровская «Портрет Ивана Михайловича Симонова» (1995–1998, НМРТ).

Прошло более ста лет, прежде чем было продолжено изучение самого загадочного и негостеприимного континента. О первых отечественных экспедициях 1950-х годов и о создании в 1956 году постоянных научных внутриконтинентальных станций «Мирный» и «Восток», названных в память легендарных шлюпов экспедиции Беллинсгаузена, повествуют живописные произведения Игоря Павловича Рубана (1912–1996), ставшего участником Второй континентальной экспедиции и продолжателем дела художника Первой русской антарктической экспедиции П. Н. Михайлова. Произведения И. П. Рубана – уникальный живописный дневник, отражение скупой фауны ледяной пустыни, расколотой хаосом гигантских трещин и айсбергов. Ряд полотен художника рассказывает о том, какова суровость обжигающих ураганов антарктической пурги, когда лишь нечеловеческими усилиями удается удержаться на ногах. В центральных областях материка, где расположены научные станции, постоянно ведущие исследования, в полярную ночь солнце не показывается над горизонтом многие месяцы. Застывший пейзаж освещается только светом луны, звезд и полярным сиянием. В морозные тихие дни температура опускается до -80 градусов. Повышение же температуры до -20, -10 градусов сопровождается штормовым ветром, достигающим скорости 100–200 километров в час.  Только в середине августа впервые за долгие месяцы над горизонтом показывается солнце и постепенно наступают белые ночи, переходящие в долгий полярный день.

Природе вечной мерзлоты, людям поразительного мужества и силы духа, которые способны осваивать и покорять эти земли, И. П. Рубан посвятил множество своих полотен, вошедших в серию «Калининград–Антарктида» и экспонирующихся в виртуальной выставке: «По следам группы Альбанова» (1954, ГХМАК), «Зеленое сияние. Лагерь спит» (1964, ГХМАК), «Второй строительный сезон в Мирном. Антарктида» (1957, НМИИ), «Дорога гигантов. Оазис Бангера» (1957, НМИИ), «В стране льда и камня» (1957,НМИИ), «Сборка домика летчиков. Мирный» (1957, НМИИ), «Строительство Мирного. Антарктида» (1957, НМИИ), «Строится санно-тракторный поезд» (1957, НМИИ), «На станции Восток» (1956–1957, ГХМАК), «Во имя науки» (1962, ГХМАК), «Впереди санно-тракторного поезда. Антарктида» (1957, НМИИ), «На аэродроме. Антарктида» (1957, НМИИ).

В цифровой выставке превалируют пейзажи короткого антарктического лета, наступающего внезапно, в ноябре, когда с разрушением припая, сковывающего поверхность моря на сотни километров от побережья, приходят в движение айсберги, тянущиеся вереницами ледяных громад мимо островов архипелага. В солнечный летний день все становится окрашенным оттенками сине-фиолетового цвета. Голубой купол неба бросает отблески на льды, отражаясь в морях. Воздух, наполненный блеском солнца, так необычайно чист, что на десятки километров становятся различимы даже мелкие подробности далекого пейзажа, открывающегося взгляду художника.

Ощущение вечной первозданности летней Антарктиды придают изображения стай белоснежных буревестников, тюленей, лежащих на берегу, и конечно, китов, которые показываются из воды, пуская фонтаны пара: Л. А. Постнов «В Антарктике» (1982–1983, БГХМ), И. П.  Рубан «Выгрузка на береговой припай. Антарктида» (1970-е, РМИИ), И. П.  Рубан «Летний день. Сопка Комсомольская» (1957, НМИИ), И. П.  Рубан «В снеговой троншее. Мирный» (1957, НМИИ), И. П.  Рубан «Медная жила. Оазис Бангера» (1957, НМИИ), И. П.  Рубан «Айсберги» (1957, НМИИ), И. П.  Рубан «У ледника Шелктона» (1957, НМИИ), И. П.  Рубан «Озера оазиса Бангера» (1957, НМИИ).

Многие работы, представленные на выставке, знакомят с доверчивыми и любопытными пингвинами. Одним из самых характерных представителей антарктической фауны является императорский пингвин, ставший своеобразным символом Антарктики: В. Ф. Федотов «Пингвины» (не позднее 1959, ООМИИ им. М. А. Врубеля), И. П. Фридриц с рисунка П. Н. Михайлова «Хохлатый пингвин» (ТОКГ), И. П. Фридриц с рисунка П. Н. Михайлова «Пингвины» (ТОКГ), И. П. Фридриц с рисунка П. Н. Михайлова «Вид острова Маквари» (ТОКГ), неизвестный художник «Пингвины ходят на службу» (2004, ГХМАК), Е. Е. Скурихин «Вид на храм Святой Троицы в окрестностях станции Беллинсгаузен» (2004, ГХМАК), Л. А. Постнов «В Антарктике» (1982–1983, БГХМ), Е. Ф. Димура «Белое безмолвие» (1985, ПГКГ), Е. Ф. Димура «Берег Антарктиды» (1981, ПГКГ), Е. Ф. Димура «Посадка вертолета» (1987, ПГКГ), В. И. Смирнов «Антарктида. Пингвиния» (1973, ДХМ).

Известный график Евгений Федорович Димура (1929–2004) создал литографированную сюиту пейзажей Антарктиды. В 1970-х годах он принимал участие в пяти антарктических экспедициях китобойной флотилии «Советская Россия», сделав множество зарисовок, ставших подготовительными для графических произведений мастера. Листам сюиты присущ артистический художественный шарм всегда узнаваемой манеры исполнения светозарных изображений призрачных и монументальных пространств антарктических марин: «Антарктида – земля Эндерби» (1983), «Белое безмолвие» (1985), «Берег Антарктиды» (1981), «В Антарктике штормит» (1986), «В поиске» (1978), «Вижу фонтаны» (1986), «Ночная смена» (1980), «Перевернувшийся айсберг» (б/д), «Посадка вертолета» (1987), «Ревущие сороковые» (1983), «Среди айсбергов» (1978). Литографии Е.Ф.Димуры предоставила для виртуальной выставки Приморская государственная картинная галерея (Владивосток).  

Серия фотографий представляет церковь Святой Троицы, возведенную в 2003–2004 годах по проекту барнаульских архитекторов в окрестностях российской полярной станции Беллинсгаузен. Церковь, срубленная в традициях русского деревянного зодчества на Горном Алтае, была привезена в Антарктиду и возведена на возвышенности, в вулканической породе антарктической почвы, став первым православным храмом континента и частью патриаршего подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры: Е. Е. Скурихин «Вид на храм Живоначальной (Святой) Троицы в окрестностях станции Беллинсгаузен» (2004), Е. Е. Скурихин «Прибытие комиссии по освящению храма» (2004), Е. Е. Скурихин «Станция Беллинсгаузен» (2004), произведения неизвестных фотографов из коллекции Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул): «Церковь Святой Троицы в Антарктиде» (2004), «Посещение станции Беллинсгаузен и храма Святой Троицы Патриархом Кириллом» (2017), «Пингвины ходят на службу» (2004), «Панорама» (2004), «Архитектор П. И. Анисифоров, руководитель творческой мастерской, создавший проект храма» (2004), «Храм Святой Троицы в Антарктиде» (2004), «Панорама ландшафтов, окружающих храм» (2004).

Можно смело утверждать, что освоение Антарктиды художниками будет продолжаться. Ее пейзажи манят, суля новые творческие открытия во всех видах изобразительного искусства. К берегам шестого континента всё чаще отправляются неутомимые путешественники, в багаже которых есть этюдники, кисти, краски, карандаши.

Русский музей выражает искреннюю признательность всем музеям, принявшим участие в этом проекте и предоставившим произведения из своих собраний.

                                                                                                                                                   Н. М. Штример, И. И. Филиппова

Консультационно-методический центр художественных музеев РФ


+ Участники выставки

 

Все произведения
Период:
Вид искусства:

Всего: 163
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Портрет Александра I
Неизвестный художник
Портрет Александра I
Между 1815–1825
Новгородский ГОМЗ
Ф. Беллинсгаузен на шлюпе «Восток»
Димура Е. Ф.
Ф. Беллинсгаузен на шлюпе «Восток»
1996
МИИ (Комсомольск-на-Амуре)
Автопортрет
Михайлов П. Н.
Автопортрет
1820-е
ГРМ
М. П. Лазарев
Димура Е. Ф.
М. П. Лазарев
1996
МИИ (Комсомольск-на-Амуре)
Портрет астронома Ивана Михайловича Симонова
Ситдиков Э. Г. МР
Портрет астронома Ивана Михайловича Симонова
1970-е
Национальный музей Республики Татарстан (Казань)
Вид города Сан-Себастьян в заливе Рио-де-Жанейро
Михайлов П. Н.
Вид города Сан-Себастьян в заливе Рио-де-Жанейро
1819
ГРМ
Вид порта Санта-Крус на острове Тенерифе
Михайлов П. Н.
Вид порта Санта-Крус на острове Тенерифе
17 сентября 1819
ГРМ
 Острова Маркиза де Траверсе
Михайлов П. Н.
Острова Маркиза де Траверсе
23 декабря 1819
ГРМ
Айсберги
Михайлов П. Н.
Айсберги
29 декабря 1819–3 января 1820
ГРМ
Айсберги
Михайлов П. Н.
Айсберги
1819–1820
ГРМ
Айсберги
Михайлов П. Н.
Айсберги
30 декабря 1819
ГРМ
Киты и кашалоты
Михайлов П. Н.
Киты и кашалоты
1819
ГРМ
Мыс Ошибки на острове Южная Георгия
Михайлов П. Н.
Мыс Ошибки на острове Южная Георгия
17 декабря 1819
ГРМ
Остров Высокий, ранее – Торсена (острова Маркиза де Траверсе)
Михайлов П. Н.
Остров Высокий, ранее – Торсена (острова Маркиза де Траверсе)
23 декабря 1819
ГРМ
Остров Лескова (острова Маркиза де Траверсе)
Михайлов П. Н.
Остров Лескова (острова Маркиза де Траверсе)
22–23 декабря 1819
ГРМ
Остров Монтегю (Южные Сандвичевы острова)
Михайлов П. Н.
Остров Монтегю (Южные Сандвичевы острова)
30 декабря 1819
ГРМ
Остров Монтегю с восточной стороны (Южные Сандвичевы острова)
Михайлов П. Н.
Остров Монтегю с восточной стороны (Южные Сандвичевы острова)
30 декабря 1819
ГРМ
Остров Сандерс (Южные Сандвичевы острова)
Михайлов П. Н.
Остров Сандерс (Южные Сандвичевы острова)
29 декабря 1819
ГРМ
Остров Южная Георгия
Михайлов П. Н.
Остров Южная Георгия
15 декабря 1819
ГРМ
Острова Маркиза де Траверсе
Михайлов П. Н.
Острова Маркиза де Траверсе
29 декабря 1819–3 января 1820
ГРМ
Открытие Антарктиды


Период:
Вид искусства:

Всего: 59
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Портрет Александра I
Неизвестный художник
Портрет Александра I
Между 1815–1825
Новгородский ГОМЗ
Ф. Беллинсгаузен на шлюпе «Восток»
Димура Е. Ф.
Ф. Беллинсгаузен на шлюпе «Восток»
1996
МИИ (Комсомольск-на-Амуре)
Автопортрет
Михайлов П. Н.
Автопортрет
1820-е
ГРМ
М. П. Лазарев
Димура Е. Ф.
М. П. Лазарев
1996
МИИ (Комсомольск-на-Амуре)
Портрет астронома Ивана Михайловича Симонова
Ситдиков Э. Г. МР
Портрет астронома Ивана Михайловича Симонова
1970-е
Национальный музей Республики Татарстан (Казань)
 Острова Маркиза де Траверсе
Михайлов П. Н.
Острова Маркиза де Траверсе
23 декабря 1819
ГРМ
Айсберги
Михайлов П. Н.
Айсберги
29 декабря 1819–3 января 1820
ГРМ
Айсберги
Михайлов П. Н.
Айсберги
30 декабря 1819
ГРМ
Айсберги
Михайлов П. Н.
Айсберги
1819–1820
ГРМ
Киты и кашалоты
Михайлов П. Н.
Киты и кашалоты
1819
ГРМ
Мыс Ошибки на острове Южная Георгия
Михайлов П. Н.
Мыс Ошибки на острове Южная Георгия
17 декабря 1819
ГРМ
Остров Высокий, ранее – Торсена (острова Маркиза де Траверсе)
Михайлов П. Н.
Остров Высокий, ранее – Торсена (острова Маркиза де Траверсе)
23 декабря 1819
ГРМ
Остров Монтегю (Южные Сандвичевы острова)
Михайлов П. Н.
Остров Монтегю (Южные Сандвичевы острова)
30 декабря 1819
ГРМ
Остров Монтегю с восточной стороны (Южные Сандвичевы острова)
Михайлов П. Н.
Остров Монтегю с восточной стороны (Южные Сандвичевы острова)
30 декабря 1819
ГРМ
Остров Сандерс (Южные Сандвичевы острова)
Михайлов П. Н.
Остров Сандерс (Южные Сандвичевы острова)
29 декабря 1819
ГРМ
Остров Южная Георгия
Михайлов П. Н.
Остров Южная Георгия
15 декабря 1819
ГРМ
Острова Маркиза де Траверсе
Михайлов П. Н.
Острова Маркиза де Траверсе
29 декабря 1819–3 января 1820
ГРМ
Пингвин. Скала
Михайлов П. Н.
Пингвин. Скала
1819
ГРМ
Пингвины. Сидящий мужчина. Руки. Ноги
Михайлов П. Н.
Пингвины. Сидящий мужчина. Руки. Ноги
1819
ГРМ
Хохлатый пингвин
Михайлов П. Н.
Хохлатый пингвин
24 декабря 1819
ГРМ
Освоение Антарктиды. XX век


Период:
Вид искусства:

Всего: 100
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
На станции Восток. Антарктида
Ру́бан И. П.
На станции Восток. Антарктида
1956–1957
ГХМАК (Барнаул)
 Айсберг
Ру́бан И. П.
Айсберг
1957
Нижнетагильский МИИ
«Крест разлома». Оазис Бангера. Антарктида
Ру́бан И. П.
«Крест разлома». Оазис Бангера. Антарктида
1957
Нижнетагильский МИИ
«Медная жила». Оазис Бангера. Антарктида
Ру́бан И. П.
«Медная жила». Оазис Бангера. Антарктида
1957
Нижнетагильский МИИ
Айсберги
Ру́бан И. П.
Айсберги
1957
Нижнетагильский МИИ
В горах оазиса Бангера. Антарктида
Ру́бан И. П.
В горах оазиса Бангера. Антарктида
1957
Нижнетагильский МИИ
В первозданных горах. Оазис Бангера. Антарктида
Ру́бан И. П.
В первозданных горах. Оазис Бангера. Антарктида
1957
Нижнетагильский МИИ
В снеговой траншее. Мирный. Антарктида
Ру́бан И. П.
В снеговой траншее. Мирный. Антарктида
1957
Нижнетагильский МИИ
В стране льда и камня. Оазис Бангера. Антарктида
Ру́бан И. П.
В стране льда и камня. Оазис Бангера. Антарктида
1957
Нижнетагильский МИИ
Вид Мирного с сопки Комсомольской от электростанции. Антарктида
Ру́бан И. П.
Вид Мирного с сопки Комсомольской от электростанции. Антарктида
1957
Нижнетагильский МИИ
Впереди санно-тракторного поезда. Антарктида
Ру́бан И. П.
Впереди санно-тракторного поезда. Антарктида
1957
Нижнетагильский МИИ
Второй строительный сезон в Мирном. Антарктида
Ру́бан И. П.
Второй строительный сезон в Мирном. Антарктида
1957
Нижнетагильский МИИ
Дорога гигантов. Оазис Бангера. Антарктида
Ру́бан И. П.
Дорога гигантов. Оазис Бангера. Антарктида
1957
Нижнетагильский МИИ
Ледовый аэродром. Мирный. Антарктида
Ру́бан И. П.
Ледовый аэродром. Мирный. Антарктида
1957
Нижнетагильский МИИ
Летний день. Сопка Комсомольская. Антарктида
Ру́бан И. П.
Летний день. Сопка Комсомольская. Антарктида
1957
Нижнетагильский МИИ
На аэродроме. Антарктида
Ру́бан И. П.
На аэродроме. Антарктида
1957
Нижнетагильский МИИ
На горах оазиса Бангера. Антарктида
Ру́бан И. П.
На горах оазиса Бангера. Антарктида
1957
Нижнетагильский МИИ
На ледниках Антарктиды. На краю света
Ру́бан И. П.
На ледниках Антарктиды. На краю света
1957
Нижнетагильский МИИ
На подходе к Мирному. «Обь» и «Кооперация» в припае. Антарктида
Ру́бан И. П.
На подходе к Мирному. «Обь» и «Кооперация» в припае. Антарктида
1957
Нижнетагильский МИИ
На припае у Мирного. Антарктида
Ру́бан И. П.
На припае у Мирного. Антарктида
1957
Нижнетагильский МИИ
+ Принятые сокращения

БГХМ – Государственное бюджетное учреждение культуры «Белгородский государственный художественный музей»,

ГХМАК – Краевое государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный художественный музей Алтайского края», Барнаул,

ДХМ – Краевое государственное учреждение культуры «Дальневосточный художественный музей», Хабаровск,

МИИ – Муниципальное учреждение культуры «Музей изобразительных искусств», Комсомольск-на-Амуре,

НМИИ – Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Нижнетагильский музей изобразительных искусств»,

НМРТ – Государственное бюджетное учреждение культуры «Национальный музей республики Татарстан», Казань,

ПГКГ – Краевое государственное автономное учреждение культуры «Приморская государственная картинная галерея», Владивосток,

РМИИ – Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Марий Эл «Республиканский музей изобразительных искусств», Йошкар-Ола,

ТОКГ – Государственное бюджетное учреждение культуры «Тверская областная картинная галерея»,

ТОХМ – Областное государственное автономное учреждение культуры «Томский областной художественный музей»,

ООМИИ им. М. А. Врубеля – Бюджетное учреждение культуры Омской области «Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля»,

СХМ им. М. П. Крошицкого – Государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя «Севастопольский художественный музей имени Михаила Павловича Крошицкого».

+ Участники подготовки выставки

Отдел «Консультационно-методический центр художественных музеев РФ»

Заведующая отделом: М. Г. Красовитова 

Организация сбора материалов выставки из художественных музеев России: И. И. Филиппова

Сбор, изучение и оформление соглашений на получение материалов для виртуальной выставки: И. И. Филиппова, С. В. Матвеев, Н. М. Штример.

Отбор материала и разработка концепции выставки, подготовка текстов статьи, биографий художников и аннотаций: И. И. Филиппова, Н. М. Штример.

Служба "Виртуальный Русский музей"

Начальник службы: М. Ю. Гладких

Публикация материалов выставки: А. Ю. Иваненко, Ф. М. Кишканов, Е. Ю. Пилецкая, Т. И. Шутикова, К. В. Школьникова

Отдел подготовки изданий

Заведующий отделом: А. В. Лакс

Сбор изображений из коллекции Русского музея: Т. И. Мельник, М. Дорохова

Разработка модуля и техническая поддержка - А. В. Латышев, студия мультимедиа "МАРТ" (руководители Д. Д. Рубашкин и И. Н. Кондратьева)

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: