Коллекция онлайн

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Голова красноармейца

Этюд для картины «Смерть комиссара» (1928, Русский музей). 1928


Последний этап развития рисунка начинается с 1927–1928 годов. «Неожиданным и парадоксальным» называет Русаков внезапный спад значения станкового рисунка, его исчезновение из творческой практики Петрова-Водкина. Его работа графическими средствами (углем, карандашом, кистью) снова ограничивается, как и в ранние годы, вспомогательной по отношению к живописи функцией. От этих лет сохранились многочисленные эскизы, этюды, наброски, связанные с осуществлением наиболее значительных поздних композиций, таких как «Землетрясение в Крыму» (1927–1928), «Смерть комиссара» (1928), «1919 год. Тревога» (1934).

Два рисунка голов (комиссара (РС-1433) и красноармейца, РС-1432) для картины «Смерть комиссара» иллюстрируют внимательную работу художника над образами, воплотившими идею героической гибели и самоотверженности. В листах совместились натурная зарисовка и уже преображенный архетип героя, необходимый Петрову-Водкину для воплощения окончательного замысла. Короткий, быстрый карандашный штрих обладает собственной энергией, отвечает представлению о сильных, мужественных, готовых на жертвы людях, которым посвящена картина. Эти рисунки, несмотря на вспомогательный характер, интересны сами по себе, хотя их уже нельзя назвать самостоятельными станковыми произведениями. Наталья Козырева. О рисунках Петрова-Водкина // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 22.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: