Коллекция онлайн

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Набросок к картине «После боя» (1923, Центральный Военно-морской музей)

1923


Набросок к картине «После боя» (1923, Центральный Военно-морской музей)

В числе первых произведений, посвященных новой тематике и новым образам, — картина «После боя» (Центральный музей Вооружённых Сил). Петров-Водкин относил работу к числу своих удач, имея в виду, прежде всего, точно найденный типаж. «Нужно посмотреть 100 человек, чтобы создать типаж», — рассказал позднее о процессе создания художник*. Трое красноармейцев, сидящих за столом, вспоминают эпизод гибели своего товарища. Воспоминание приобретают видимые формы. Запечатленное в синем монохроме, оно отделено от реальной сцены по принципу иконы: так сделал бы иконописец, изображая мир реальный и мир горний. К слову сказать, и в избранном композиционном решении просматриваются аналогии с иконой «Троица». Попытки увязать сюжеты из новой советской действительности с прежними принципами и взглядами художника вполне очевидны. В этапных произведениях, к каковым, в числе других, относятся «После боя» и «Смерть комиссара», находит развитие тема «жертвенной смерти», которая заведомо предполагала параллели с религиозным искусством. Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 14.

*ОР ГРМ, ф. 195, оп. 1, ед. хр. 157, с. 18.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: