Богоматерь Одигитрия Смоленская
Конец XIV века
- Дерево, паволока, левкас, темпера. 84,5 × 61,0 × 3,0
- ДРЖ-3124
Пост. в 1961 из Никольской церкви села Любонь Боровичского района Новгородской области-
Сведения о реставрации:
Пробное раскрытие: Перцев Н.В. (1962) - Полное раскрытие: Ярыгина И.В. (1963)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Композиция иконы отражает наиболее торжественный тип поясной "Одигитрии". Строго фронтальное расположение младенца Христа, держащего в левой руке свернутый свиток, соединяется с позой чуть повернутой в его сторону Марии. В византийском искусстве этот тип "Одигитрии" получил широкое распространение с XIII в. На Руси рассматриваемой иконографической схеме принадлежала особо чтимая чудотворная икона "Богоматерь Смоленская" (см. ДРЖ-1154). Однако легкий разворот Богоматери, нарушивший строгую иератичность композиции, заставляет вспомнить один из вариантов "Одигитрии", получивший название "Перивлепты", подчеркивающий общение Богоматери и младенца, обращенных друг к другу (см. ДРЖ-2059). На Руси такой извод стали называть "Тихвинским" – по месту явления чудотворной иконы Богоматери на реке Тихвинке. Поза и жесты Богоматери на иконе из Любони соответствуют именно "Тихвинскому" образу. Год его явления – 1383 и место обретения – новгородские земли – совпадают со временем и местом создания иконы из Русского музея.
Многим Богородичным образам, написанным русскими мастерами, свойственны мягкость и оттенок лирической грусти. Особенно заметны они в облике Марии на иконе из Любони. Хрупкость и скорбь юной матери кажутся особенно выразительными рядом с царственным образом ее Сына – предвечно воплотившегося Логоса, Творца и Демиурга. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 183.
Состояние сохранности до реставрации:
В центре иконы по вертикали имелась трещина по стыку досок основы со значительными утратами по краям (сильно пострадало изображение глаза Богоматери). Живопись оригинала была перекрыта слоем позднейших записей, прописок и сильно потемневшей олифы. Уже пробное раскрытие показало, что авторская живопись при поновлении безжалостно промыта щелочью. Этим объясняется большое количество мелких утрат красочного слоя по всей поверхности иконы, хорошо заметных на развитой сетке кракелюра.
Комплекс проведенных мероприятий:
Раскрытие велось механически с использованием монометилового эфира этиленгликоля. Выявлены значительные повреждения красочного слоя оригинала на одеждах Богоматери и Спаса. Записи, близкие по цвету авторской живописи, лежали без прослойки олифы непосредственно на спемзованном оригинале. По решению Реставрационного совета записи на изображениях одежд оставлены. Икона тонирована акварелью на старой олифе, после чего притерта мастичным лаком.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 18-19.