Чудо от иконы «Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами)
Новгород. Начало XVI века
- Дерево, левкас, темпера. 87,8 х 63,8 х 2,2
- ДРЖ-2129
Пост. в 1918 из Ратной палаты Федоровского городка в Детском Селе близ Петрограда- Происходит из Никольской церкви села Гостинополье Ленинградской области
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
К образу Богородицы народ обращал свои особенные надежды всякий раз, когда приходилось отражать вражеское нашествие: так было в Смутное время в начале XVII века, так было во время русской кампании Наполеона… <…> Восприятие Богоматери как защитницы от внешнего врага имело корни, лежавшие в глубине веков, когда территория России представляла собой конгломерат враждующих между собою княжеств. Популярный в средневековом Новгороде иконописный сюжет «Богоматерь Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)» — один из немногих, где нашли отражение события национальной истории, — утверждал силу и независимость Новгородских земель, апеллируя к высшему покровительству. В живописном повествовании, развернутом в трех регистрах, художник представил, как Богоматерь помогла праведным защитникам города, наслав на осаждающих слепоту. Эта икона, отличающаяся изысканностью композиции, цвета и каждой детали, явилась предтечей русской батальной живописи, расцвет которой пришелся на более позднее время. Павел Климов. Война глазами художника // Картины военной жизни... СПб, 2022. С. 6-7.
К числу древнейших русских сказаний о Богородичных иконах относится сказание о чуде от новгородской иконы «Знамение». Получившее литературную обработку в XIV–XV веках, оно основывалось на реальных исторических событиях — военных столкновениях между Новгородом и Суздалем, закончившихся разгромом суздальского войска у стен Новгорода 25 февраля 1170 года. Значение победы, явившейся одним из звеньев в цепи сражений за независимость вольного города, с особой остротой осознавалось накануне присоединения Новгорода к Московскому государству (1478). Именно к этому времени, по-видимому, следует отнести и появление икон, написанных на сюжет сказания. Характер литературного памятника, последовательно излагающего предысторию решающего сражения и самый ход битвы, наложил отпечаток на трактовку сюжета в произведениях иконописи. В основу изображения положен ярусный принцип изложения событий, последовательно прочитываемых слева направо и сверху вниз.
Показать полный текстСогласно тексту сказания, перед лицом надвигающейся опасности новгородский архиепископ Илья (Иоанн), прося заступничества, обращается к Богородичному образу, хранившемуся в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Вынос иконы из церкви, ее перенесение через реку Волхов и благоговейная встреча святыни жителями города запечатлены в верхнем ярусе иконы. Средний регистр, центральное место в котором занимает сцена обмена послами, изображает начало сражения: неприятельские стрелы, запущенные в сторону крепостных стен Новгорода, достигают «вознесенного на забрала града» Богородичного образа. Ранение иконы, истекшей слезами, решает исход битвы. «И разгневася Господь на сопротивных; и в той час покры их тма; и начаша друг друга сещи и на смерть предавати». Воспользовавшись замешательством во вражьем стане, новгородцы выезжают из ворот города. Финал битвы показан в нижнем ярусе иконы: под напором новгородского войска, возглавляемого святыми воинами Георгием, Борисом, Глебом и Александром Невским, суздальцы обращаются в бегство. Средством для придания большей реальности запечатленному на иконе событию служит точная передача топографии древнего Новгорода, верное воспроизведение иконографии чтимого Богородичного образа (подробнее см. ДРЖ-1401), изображение реальных архитектурных деталей знаменитых новгородских построек. Присутствие в верхнем ярусе иконы медальона со святым Николой, скорее всего, указывает на создание образа специально для Никольской церкви, что не противоречит сведениям о его происхождении. Русский музей. От иконы до современности. СПб, 2015. С. 44.
В иконе нашли своеобразное преломление события реальной русской истории. В 1169–1170 войско владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского осадило Новгород, но жители города на Волхове одержали над ними победу благодаря заступничеству иконы «Знамение».
В верхней части произведения показано перенесение иконы «Знамение» из церкви Спаса на Ильине улице в Кремль (в числе принимающих икону – архиепископ Иоанн).
В средней части изображены парламентеры от суздальцев, которые направляются для переговоров с новгородцами, выехавшими из крепостных ворот. При этом суздальцы коварно начали обстрел, и несколько стрел попали в икону, поднятую над крепостными стенами. За это Богоматерь поразила суздальцев слепотой.
В нижней части показано, как святые Борис и Глеб, Александр Невский (живший гораздо позже изображаемых событий) и святой воин (возможно, Георгий) во главе войска новгородского выезжают из крепости навстречу неприятелю.
Икона была создана в конце XV века, когда Великому Новгороду приходилось отстаивать независимость от Москвы. Известны три варианта иконы, наиболее ранний из них находится в Новгородском художественном музее.
Выставки: «Картины военной жизни». Корпус Бенуа (г. Санкт-Петербург), октябрь 2022-январь 2023