Коллекция онлайн


?, Новгород — около 1628, Москва

Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми

Трехстворчатый складень. Первая четверть XVII века


Живопись складня и его оклад относятся к числу выдающихся произведений начала XVII века. Складень был исполнен царским иконописцем Прокопием Чириным в Москве, вероятно, по заказу Никиты Григорьевича Строганова, для которого мастер регулярно писал иконы. По-видимому, сразу же в Москве к нему был изготовлен великолепный серебряный оклад. На это указывает точное совпадение живописных изображений в среднике и на боковых створках с проемами киотцев оклада. Фигурные киотцы решены в виде арочек с многолопастными завершениями и украшены по канфаренному фону растительным орнаментом: на фоне — миниатюрный цветокрозетка с отходящими от него трилистниками на тонких изогнутых стебельках, на полях — спиралевидные побеги и трилистники. Двойной венец с высокой короной и цата имеют жемчужную обнизь и украшены камнями. Жемчуг обрамляет и центральное изображение Богоматери, на фоне укреплены три чеканные дробницы с титлами. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 62.

Складень с образом Богоматери Владимирской в окружении клейм праздников в среднике и фигурами святых на створах входит в группу строгановских складней начала XVII века. В настоящее время опубликованы пять таких произведений, близких по размерам и схожих по общей композиции, хотя количество праздничных клейм вокруг Богородичного образа различается.

Самым ранним считается складень из церкви Покрова Богородицы Орлагородка (пермской вотчины Строгановых). Надпись на его обороте содержит имя вкладчика: Никита Григорьевич Строганов, и дату вклада: 1603 год (Пермская государственная художественная галерея). К более позднему периоду относятся два складня из собрания ГТГ и складень из храма Покрова Богородицы на Рогожском кладбище в Москве. О. В. Клюканова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 22-23.

К числу уникальных черт складня из собрания Русского музея следует отнести использование зеркального (по отношению к чудотворной Владимирской иконе Богоматери) перевода изображения. Младенец сидит на левой, а не на правой руке Матери, хотя остальные нюансы иконографии соблюдены. Особенно примечательно отличие композиционного решения створ складня. На них не только увеличено с пяти до шести количество рядов, но и использован новый принцип группировки святых в рядах. Каждый ряд разделен на два самостоятельных клейма, в которых изображено по семь святых (лишь в двух случаях к ним добавлены фигуры младенцев, прославленных в лике князей и мучениц). При этом святые размещены не в два яруса, как на остальных складнях, а пирамидально (одна фигура святого возвышается над рядом, что хорошо согласуется с очертаниями киотцев, обрамляющих клейма).

На левой створке сверху вниз представлены лики праотцев, апостолов, святителей (два ряда), царей и великих князей, преподобных жен, на правой створке — пророков, мучеников, преподобных (два ряда), отшельников и блаженных, мучениц. В общей сложности во всех рядах изображено 172 святых. Важное место отведено русским святителям, преподобным, князьям и юродивым.

В клеймах средника даны усложненные изводы праздничных композиций, типичные для произведений строгановских мастеров. Развитую иконографию имеют «Рождество Богоматери», дополненное эпизодом встречи Иоакима и Анны, «Сретение» с иллюстрацией пророчества Исаии, «Сошествие во ад» с образом воскресшего Спасителя, стоящего на гробе, и повествованием о женах-мироносицах.

Все отмеченные особенности и приемы личного письма позволяют считать памятник самым поздним примером обращения строгановских иконописцев к типологии трехстворчатого складня и датировать его живопись первой четвертью XVII века. Тем же временем может быть датирован и оклад. Он покрывает фон средника, поля и свободные участки над киотцами. В декоре оклада использован растительный орнамент разных рисунков по канфаренному фону. На нимбы Христа и Богородицы наложен двойной венец с короной. Как и подвесная цата, он украшен камнями и обнизан жемчугом. О. В. Клюканова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 22-23.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Среди изображенных много русских святых: князь Феодор с сыновьями Давидом и Константином, князь Всеволод (Гавриил) Псковский с псковским Троицким собором в руках, князь Михаил Тверской (надпись: Тферь).

Среди святителей — первые московские митрополиты Петр, Алексий и Иона. На правой створке изображены князья Борис и Глеб, представленные в княжеских одеждах среди великомучеников. Среди преподобных отцов — основатели первого пещерного монастыря Антоний и Феодосий Печерские, а также «начальники» северного островного монастыря Зосима и Савватий Соловецкие. Среди преподобных пустынножителей (на правой створке) рядом изображены первые русские юродивые — Прокопий Устюжский с тремя кочергами в руке и Иоанн Устюжский. На иконах они чаще всего изображаются вместе.

Фигуры в клеймах миниатюрны, несколько удлиненны, позы свободны. Рисунок фигур, зданий, горок изысканно тонкий и четкий. Фон на клеймах и створках нежно-серебристый. Колорит несколько приглушенных тонов с использованием красной, желтой, коричневой, зеленой красок и обильного золота.

После создания складня, по-видимому, сразу же в Москве для него был изготовлен великолепный серебряный позолоченный оклад. Боковые створки и клейма средника обрамлены фигурными киотцами с многолопастными арочками в завершении. Двойной венец с высокой короной и цата центрального образа обнизаны жемчугом и украшены камнями, по контуру — жемчужная обнизь.

Складень относится к числу выдающихся памятников начала XVII века. (А. Мал.) Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 348.

Реставрирован в Москве в 1913 Г. И. Чириковым.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: