Коллекция онлайн

Панагия

Москва. Конец XIV века


Большая серебряная панагия состоит из двух створок-тарелочек, соединенных шарниром. Граненое оглавие с изображением "Нерукотворного Спаса" соединено со створками также подвижно.

На верхней крышке представлена композиция "Вознесение", проникнутая экспрессией; выполнена из накладных литых фигурок. В овальном сиянии – возносящийся Христос. Внизу на возвышении стоит Богоматерь в позе моления. За ней два ангела, указывающие апостолам на Христа. По сторонам – группы оставшихся на земле учеников. Предполагают, что это изображение Богоматери является олицетворением христианской церкви. (Покровский Н. П. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. – СПб: 1892. – С. 427, 428). Вокруг резная надпись на черном фоне, кольцо орнамента и четыре накладки с изображениями херувима и трех святителей, составителей литургической службы – Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.

Внутри панагии слева – "Богоматерь Знамение", вокруг на черненом фоне надпись: Ч(ЕС)ТНЕЙШУЮ ХЕРУВИМЪ ... На второй тарелочке – "Троица" в окружении орнамента и надпись: БЛА... ЕСИ Х(РИСТ)Е Б(ОЖ)Е НАШЪ ...

Панагия предназначалась для выполнения "чина панагии" – возношения Богородичного хлеба, завершавшего монастырскую и царскую трапезу. Возношение панагии – напоминание о Богоматери, давшей тело Богу Слово, и о Христе, Тело которого – символический хлеб: "Приимите, ядите: се есть тело Мое". Изображения и тексты на внутренних сторонах панагии символизировали обращение к единому в Троице Богу и призвание помощи Богоматери в "чине панагии" ("велие имя святые Троицы, пресвятая Богородица, помагай нам") и соответствовали последующим песнопениям в честь Богоматери. (Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. – СПб: 1902. – С. 225–233). Изилла Плешанова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 291.

Литература, публикации: Дмитриев Ю. Н. Мастер-серебряник XV в. // Новгородский исторический сборник. Новгород. 1940. Вып. 7. C. С. 35-36. С. 35-36.; Малицкий Ник. Створка панагиара Государственного Русского музея с золоченым изображением Троицы // Материалы по русскому искусству. Л. 1928. Т. I. С. 36; Николаева Т. А. Древнерусская мелкая пластика. XI-XVI веков. М.: Советский художник. 1968. Кат. 38; Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск. 1960. C. С. 49-51. С49-51. Рис. 11.; Орлов А. С. Библиография русских надписей XI-XV вв. М. - Л. 1952. № 169 C. С. 114. С. 114.; Пассек В.В. Историческое описание московского Симонова монастыря. М. 1843. С. 70; Пивоварова Н. В. Драгоценная утварь из монастырских ризниц в собрании Русского музея. К вопросу о подлинности и подделках произведений русского средневекового искусства // Seminarium Bulkinianium. СПб. 2012. III C. 202-215. С. 207, 208; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского  музея. Л. 1985. С. 201-202. Кат. 65. Ил. 63; Плешанова И. И. Золотая икона «Успение Богоматери» из собрания русского музея // Страницы истории отечественного искуcства XVI-XIX век. СПб. 1999. Вып. V C. 4-10. С. 5-6; Ризница Ставропигиального Симонова монастыря в Москве. 1894. Вступ. ст. А. А. Мартынова. М.: Изд. А. П. Бахрушина. 1895. С. 4.; Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси. М. 1948. C. С. 655-658. С. 655-658.; Рындина А. В. О литургической символике древнерусских серебряных панагий // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб. 1994. С. 205-206, 208. Ил. 1 на с. 214.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: