Складень триптих с 36 образками в деревянной оправе
Конец ХVI – начало ХVII века
- Дерево (липа), кость моржовая, левкас, кожа, резьба по кости, золочение, латунь. 35,5 × 77 × 1,6 (в раскрытом виде); образки: 6,5 × 6 (каждый)
- ДРК-104
Пост. в 1922 из бывш. Музея Александро-Невской лавры-
Сведения о реставрации:
Максименко Ж. А. (2020)
Трехстворчатый складень имеет очень необычную иконографию. Изображения резаны на костяных пластинках и вставлены в деревянную основу. Снаружи киот обтянут кожей. Золочение полей позднее, заходит на резные надписи над образками.
Средник складня собран из 20 иконок. Верхний ряд посвящен теме Боговоплощения: «Встреча у Золотых врат Иоакима и Анны», «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение» и «Сретение».
Второй ряд более сложный по сценарию: в центре помещено «Отечество», по сторонам которого две почитаемые иконы, «Богоматерь Смоленская» и «Спас Нерукотворный», и праздничные сцены «Крещение» и «Преображение».
В третьем ряду подобное построение: центральное место отводится композиции «София Премудрость Божия», с двух сторон ее сопровождают сцены Причащения вином и хлебом, праздники «Воскрешение Лазаря» и «Уверение Фомы» венчают этот ряд.
В четвертом регистре выделена сцена «Успение Богородицы». Ее окружают изображения: «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Троица Ветхозаветная», «Сошествие Святого Духа» и «Воздвижение креста».
Основной темой средника было прославление Богородицы как дома и храма Премудрости — Христа. Праздничные сцены, представленные в среднике, видимо, также имели свою программу.
Показать полный текстНа створках размещается по восемь образков. На левой створке: «Благовещение Захарии», «Рождество Иоанна Предтечи», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Собор архистратигов Михаила и Гавриила»; в третьем ряду — «Положение ризы Пресвятой Богородицы», «Положение пояса Пресвятой Богородицы»; ниже — «Чудо архистратига Михаила» и «Мученики кизические» (?). На правой створке лики святых: праотцы, пророки, святители, апостолы, мученики, мученицы, преподобные и князья.
Все композиции, кроме икон «Богоматерь Смоленская» и «Спас Нерукотворный», ― многофигурные и многоплановые. Каждый сюжет воспринимается как завершенная композиция, при этом сохраняется общая уравновешенность произведения. Резчик мастерски применяет различные варианты поворотов и ракурсов фигур. Характерна подробная проработка ликов, сложные разделки в одеяниях с многочисленными объемными складками. Образки «Богоматерь Смоленская» и «Спас Нерукотворный» выделены более крупной, объемной резьбой. Резчик внимательно «прописывает» черты ликов. Такая же тщательность сохраняется в трактовке отдельных персонажей в многофигурных композициях.
Отличительной особенностью изображений являются архитектурные формы, исполненные с невероятной подробностью и виртуозностью. Поражает и их разнообразие: башнеобразные здания, зубчатые закомары, арки, перспективные порталы, многочисленные окна круглой и прямоугольной формы, арочки, киоты, кивории. В композиции «Отечество» появляется сложной формы трон с выгнутой спинкой и изящными резными ножками.
Иконографическая программа памятника уникальна и заслуживает особого изучения. Можно отметить влияние новгородской традиции в изображениях «София Премудрость Божия» и «Крестовоздвижение». В стилистическом и художественном отношении резьба складня совершенна, а мелочность и точность разделки, изысканность форм и перспективных построений делают это произведение уникальным. Можно предположить, что на резчика оказала влияние эстетика строгановских икон.
Рест. в 2018 в ГРМ Ж. А. Максименко.
О. В. Клюканова // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 31.
Состояние сохранности до реставрации:
Складень состоит из тридцати шести иконок, вырезанных из моржовой кости. Костяные иконки вставлены в позолоченные рамки. По нижнему краю смонтирована деревянная полочка. С оборотной стороны складень обтянут кожей. По мнению научного сотрудника О.В. Клюкановой, на момент поступления в реставрацию киот складня не являлся первоначальным и был выполнен как экспозиционная рама при открытии выставки «Древлехранилище» в ГРМ в 1910-е годы.
Центральная створка была деформирована. По центру складня – вертикальная сквозная трещина-раскол с деформацией по краям. Многочисленные мелкие утраты грунта с позолотой и потертости. На костяных пластинах наблюдались пятна грибных поражений, следы «золотарного» лака, пятна воска, пылевые и жировые загрязнения. Кожаная обивка растрескалась, пересохла. Вертикальный разрыв кожи на центральной створке повторял сквозной раскол деревянной основы складня. Имелись утраты кожи и отверстия от гвоздей. Поверхность кожи была покрыта неравномерным слоем черной гуаши и сильно запылена.
Комплекс проведенных мероприятий:
Выполнена консервация деревянного обрамления. Сквозная вертикальная трещина законсервирована. Деформация нивелирована. С костяных пластин удалены видимые следы поражения грибами, следы лака, воска, клея и жировые загрязнения. Укреплены места отслоений позолоты с грунтом. Позолота промыта от загрязнений. В необходимых местах подведен реставрационный грунт. Выполнено золочение в пределах нижней планки обрамления и в пределах реставрационного восполнения полости вертикальной трещины-раскола. Проведена консервация кожи, которой обтянут складень.
Памятник приведен в экспозиционный вид.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 290.