Коллекция онлайн

Богоматерь Одигитрия Тихвинская

XVIII–XIX век


Один из вариантов образа «Богоматери Одигитрии». Меднолитой образок воспроизводит иконографию прославленной иконы «Богоматерь Тихвинская», о чудотворной силе которой существует много легенд: с ее помощью одерживаются победы над врагами, исцеляются болезни, вразумляются грешники, сохраняется здоровье младенцев. «Боготечная звезда явися икона Твоя, Богомати, всю страну тихвинскую обтекающи, и с сущих во тьме невежествия светом боговедения озаряющи, скорбящих радостию осиевающи, заблуждающих же на путь делания заповедей Сына Твоего и Бога наставляющи», — прославлял ее народ. В XVIII–XIX вв. особо почиталась «Богоматерь Тихвинская» в среде старообрядцев как написанная апостолом Лукой и являющаяся помощницей в устроении обителей, хранительницей истинного православия. Об истории и иконографии см. ДРЖ Б-227, ДРЖ-2864.

Богоматерь изображена прямо, лишь немного склонив голову к младенцу Христу, царственно сидящему на ее левой руке, правой рукой она указывает на своего Богомладенца, в котором «путь, истина и жизнь». Холодная колористическая гамма разноцветной финифти (синей, голубой, зеленой, белой), покрывающей весь образок, создает ощущение заоблачной небесной дали, где находится Благословенное «Царство Небесное». Орнамент из тонкого вьющегося стебля с продолговатыми листьями — символ райских садов, — украшающий весь средник, говорит о традиционном восприятии Богоматери как «Царицы Небесной райских обителей Бога Вышнего». Меднолитые образки с изображением «Богоматери Тихвинской» были широко распространены у старообрядцев, они вешались на стенах домов, носились поверх одежды, брались с собой в далекие путешествия. Татьяна Петренко // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 320.

Образ «Богоматери Тихвинской» (память 26 июня/9 июня) имеет древнюю историю. «Богоматерь Тихвинская» — один из вариантов «Богоматери Одигитрии». Иконография образа сложилась в византийском искусстве. Отличительной чертой этого типа является своеобразное положение скрещенных ножек Спасителя, при котором одна, правая, подвернута так, что видна ее обнаженная подошва. Первоначально икона находилась в Иерусалиме, в V в. царица Евдокия перенесла ее в Константинополь и поставила в специально выстроенном для нее храме — Влахернском. На Русь икона попала чудесным образом в 1383 г. (за 70 лет до падения Царьграда). Оставив византийскую столицу за «гордость и неправды», она «перенеслась» в Тихвин, впервые явившись рыбакам на Ладожском озере. Явление иконы сопровождалось многими чудесами и исцелениями. Ранние «Сказания об иконе "Тихвинской Богоматери"» принадлежат к первой половине XVI в. и отличаются краткостью изложения. Расширенные списки относятся уже к XVII в. и включают сообщения о шведском нашествии на обитель в 1611–1613 гг. Мария Федосеева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 207.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: