Об истории и иконографии сюжета см. ДРЖ-1557.
Изображение на иконке иллюстрирует праздничное песнопение: «Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за нас молится Богу, ангели со архиереи поклоняются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечного Бога». Богородица, держа в руках мафорий — символ своего молитвенного покровительства, — обращается к Спасителю, изображенному с благословляющей десницей в левом верхнем углу. За ней в позах предстояния помещены Иоанн Предтеча, апостолы Петр и Павел. Внизу справа изображен Андрей Юродивый, указывающий Епифанию на чудесное явление ему Богородицы. В центре на амвоне храма стоит Роман Сладкопевец, знаменитый автор многочисленных песнопений в честь Богородицы, держащий в руках раскрытый свиток с текстом хвалебной песни. Перед ним находится константинопольский патриарх, византийский император Константин, при котором христианство стало официальной религией, и его мать Елена. Данная композиция Покрова на меднолитой иконке является своеобразным иконографическим изводом, получившим распространение с XVII столетия.
Украшение иконки куполообразным навершием с изображением «Троицы Новозаветной» и семью прорезными «шестикрыльцами» говорит о влиянии на мастера традиций гуслицкого старообрядческого литья. Татьяна Петренко // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 323.
Сюжет иконы основан на тексте Жития Андрея Юродивого (жил в IX–X вв.), переведенного на Руси в XI–XII вв. В нем рассказывается о видении в церкви Богородицы во Влахернах в Константинополе, где, по преданию, хранилась риза Богоматери. Во время всенощной Андрей вместе с учеником Епифанием увидели Богородицу, сопровождаемую Иоанном Богословом и Иоанном Предтечей и многими святыми в белых ризах. Она молилась перед алтарем, а затем, сняв с себя мафорий, простерла его над стоящим в храме народом. На создание иконной композиции, вероятно, повлиял еженедельно совершаемый во влахернском храме обряд поднятия покрова (завесы) над иконой Богоматери, который был известен русским паломникам уже в XII в.
На Руси в 60-х гг. XII в. при владимирском князе Андрее Боголюбском был установлен специальный праздник Покрова, отмечавшийся 1 октября и отразивший константинопольский культ ризы Богоматери. С ним связывались идеи покровительства, заступничества Святой Девы за человеческий род и всю Русскую землю.
Существует несколько иконографических вариантов этого сюжета. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 133.