Пелена «Богоматерь Боголюбская»
1542
- Камка, шитье шелковыми, золотными и серебряными нитями. 55,2 х 104,3
- ДРТ-260
Пост.: 1915 от Г. О. Чирикова
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
На пелене в центре представлена Богоматерь в рост перед молящимся народом. Такой тип «Богоматери Боголюбской» носит название «Моление о народе». Слева от Богоматери — Андрей Боголюбский и Дмитрий Прилуцкий, справа — Зосима причащает Марию Египетскую. Об истории и иконографии образа см. ДРЖ-331.
Изображение Андрея Боголюбского связано с главным сюжетом иконы. Как известно, икона «Боголюбской Богоматери», по преданию, написана по заказу Андрея Юрьевича Боголюбского в память бывшего ему видения во сне. Не случайно, на пелене рядом с Андреем Боголюбским изображен Дмитрий Прилуцкий: «Дмитрий ушел в окрестности г. Вологды, где основал Спасо-Прилуцкий общежительный монастырь в честь праздника Всемилостивого Спаса и пресвятой Богородицы (1 августа, так называемый, "первый", медовый Спас". — Л. Л.). Это был первый на Руси монастырь в честь праздника, установленного Андреем Боголюбским в 1164 г. в память о победе над волжскими булгарами. Игуменом этого монастыря, согласно житию, Дмитрий оставался до смерти 11 февраля 1392 (6900 года)». (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV–XVI в. — Вып. 2. – Ч. 1: А–К. – 1988. – С. 259).
Пелена дошла до нас в плохой сохранности. Интересна вкладная надпись, окружающая изображение в среднике, читающаяся только с середины левой и по нижней кайме: «...лета 1050 [1542] го приложена бысть сия пелва/ повелениемъ вла(ды)ки ноугороцкого Макария боярина его Cемена Олексанъдровича в ц(е)ркви с(вято)го Сп(а)са Преображения Г(оспод)ня на Розважи улица...» Таким образом, пелена была создана в последний год пребывания архиепископа Макария в Новгороде: в 1542 г. он становится московским митрополитом. Произведение было создано для церкви Спаса Преображения на Розваже улице, находившейся на Софийской стороне Новгорода. В 1542 г. на Софийской стороне в Новгороде был большой пожар, уничтоживший много церквей и среди них церковь Спаса на Розваже. Церковь была быстро восстановлена, и боярин архиепископа сделал этот вклад.
Пелена шита преимущественно разноцветными шелками. В тонкости силуэтов фигур, изломанности линий видно сочетание новгородских и московских черт, что было характерно для искусства Новгорода первой половины XVI столетия. Людмила Лихачева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 268.