Коллекция онлайн

Пелена «Успение Богоматери со Спасом Нерукотворным и апостолами на кайме»

Москва. Средник – конец ХV века; кайма – вторая половина ХV века


В среднике пелены представлено Успение Богоматери – последний из двунадесятых праздников. Пелена подвешивалась под одну из храмовых икон Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Еще в ХVII веке, судя по данным монастырских описей, пелена была переделана: к среднику пришиты с трех сторон поля со Спасом Нерукотворным и апостолами в круглых медальонах от другого произведения, шитого в Москве, в великокняжеской мастерской. „Успение“ исполнено по коричневому фону, первоначальные края были зеленого цвета. Людмила Лихачева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 389.

Подвесная пелена, висевшая под одной из двух храмовых икон "Успение Богоматери", которые находились в местном (нижнем) ряду иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Очевидно, пелена подвешивалась под более древнюю икону, которую Э.С.Смирнова датирует первым десятилетием XV в. (ныне – Кирилловский музей-заповедник). С XVII в., судя по описям, пелена находилась в монастырской ризнице.

Успение Богоматери – последний из двунадесятых праздников (празднуется 15/28 августа). Кончину Богоматери церковь называет успением, а не смертью потому, что смерть не коснулась Богоматери. Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечной, и через три дня была взята на небо. Источником иконографии в Византии, на Балканах, на Руси были широко распространенные апокрифические сказания.

В центре – ложе с телом Богоматери, за которым стоит Христос с ее душой в виде запеленутого младенца. По сторонам ложа – апостолы, святители, жены. Над каждой вышитой фигурой – именующая надпись. Апостолы оплакивают Богоматерь, среди них, судя по надписям, два раза повторен апостол Филипп. С одной стороны представлены: Иоанн, Петр с кадилом в руке, Андрей, Марк, Филипп, Иаков. По обеим сторонам стоят жены: Мария Клеопова, Мария Яковлева, Мария Магдалина и Мария Голендуха.

Обычно на иконах с изображением "Успения" представлены святители – очевидцы чуда: Иерофей Афинский, Тимофей Эфесский, Дионисий Ареопагит, Иаков Иерусалимский, Брат Господень. На пелене изображены Иоанн (очевидно, имеется в виду Иаков) и Андрей (Иерофей), Дионисий Ареопагит и Иоанн Милостивый – святитель, который обычно не изображается в сцене "Успение Богоматери", но в тот период, когда пелена вышивалась, он широко почитался.

На переднем плане – сцена с Авфонией: иудейский священник, который бросился к ложу, чтобы опрокинуть его, был остановлен ангелом, отрубившим ему руки; Авфония тут же раскаялся, и апостол Петр исцелил его.

С трех сторон к среднику с изображением "Успения" были пришиты поля от другого произведения, судя по стилю, исполненного в московской художественной мастерской во второй половине XV в. Из монастырских описей известно, что пелена переделывалась между 1608 и 1621 гг. Очевидно, первоначальные поля были зеленого цвета, что подходило по колориту к коричневому фону, на котором шито центральное изображение. Это зафиксировано в реставрационных протоколах при первой реставрации пелены в музее в 1924 г.

В технике шитья средника применен своеобразный и редко встречающийся шов не золотными, а шелковыми нитями "в прикреп".

Изображение "Нерукотворного Спаса" и апостолов на полях сходно с шитьем апостолов на кайме покровца "Распятие, с предстоящими, апостолами и евангелистами" (см. ДРТ-42). Людмила Лихачева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 259.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Основу изображений Успения Богоматери составляют апокрифические сказания. Это „Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы“ (древнейшие русские списки которого датируются XII веком) и „Слово Иоанна епископа Солунского“ (списки известны с XIV века), а также „Слова“ Андрея Критского и Германа патриарха Константинопольского, каноны на Успение Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина. На основе этих сочинений было создано проложное Сказание об Успении Богоматери, которое читалось во время службы на этот великий праздник 15/28 августа и входило в состав Прологов, Синаксарей, Миней Четьих и других сборников. С середины XV века становится известен в славянском переводе приписываемый Исидору Бухиру „Акафист Успению Богородицы“, который также был включен в текст службы. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 385.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: