Коллекция онлайн

Пелена «Богоматерь Неопалимая Купина и избранные святые»

Конец XV– начало XVI века


Одно из лучших произведений шитья из собрания Русского музея, выполненное в московской художественной мастерской. До нас дошел целый ряд пелен, шитых в этой же мастерской. Известны такие пелены, как «Явление Богоматери Сергию Радонежскому и избранные святые» (Музеи Московского Кремля), и две пелены с изображением «Успения Богоматери» (Эрмитаж и Третьяковская галерея).

Пелена является вкладом в Кирилло-Белозерский монастырь — один из крупнейших на Севере Руси, условная дата основания которого — 1397 год. Она использовалась в монастыре не только как подвесная, но и выносилась с крестным ходом, поэтому в монастырских переписных книгах называется плащаницей: «Плащаница камка желта на ней образ пречистые Б(огоро)д(и)ци Воплощение со с(вя)т(ите)ли и преподобными шиты золотом и серебром и шелки» (ГНБ. Опись 1601 г., КБ № 71/103, л.292 об.).

Не случайно в ранних описях сюжет называется «Богоматерь Воплощение». Это характеризует основную идею произведения: в среднике представлена «Богоматерь Знамение» (с младенцем на груди без обрамления) в типе «Неопалимой Купины». Такой вариант изображения встречается редко. В основу сюжета «Богоматерь Неопалимая Купина» положено ветхозаветное пророчество о воплощении Христа. Композиция возникла в связи с церковными песнопениями, в которых Богоматерь сравнивается с неопалимой купиной – объятым пламенем и несгоравшим кустом, увиденным, согласно Библии, Моисеем на горе Хорив: «Яко же купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси» (Богородичен, 2-й глас).

В среднике под изображением Богоматери представлены в позах моления перед Богоматерью русские святые — покровители Москвы: митрополиты Петр и Алексий, Леонтий Ростовский и Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский и Варлаам Хутынский.

На полях «по чину» изображены избранные святые. Верхнюю кайму занимает деисус, где по сторонам Спаса Нерукотворного представлены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Обращает на себя внимание отсутствие Богоматери и Иоанна Предтечи, которое можно объяснить тем, что Богоматерь уже представлена в среднике пелены.

Шитье исполнено яркими шелками «в раскол» — швом, особенно характерным для XV столетия. Контуры фигур, отдельные детали, складки одежд обведены золотой нитью. Необходимо отметить, что шелковые нити, которыми шиты лики, сильно потемнели от времени. В художественном строе памятника большую роль играет ярко-желтая камка средника. Людмила Лихачева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 251.

Литература, публикации: Страницы истории отечественного искусства. К 75-летию со дня рождения Л.Д. Лихачевой. Выпуск XXI. СПб: Palace Editions. 2012. с. 128


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: